Дела рыбацкие
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний рассказал журналистам почему дорожает селедка. Из-за чего не стоит покупать пангасиус и тиляию. Чем государство поможет рыбопромышленникам, строящим новые суда. И каким должен быть настоящий прибрежный промысел. Начнем с того, что волнует тех, кто ест рыбу. С цен на нее в магазинах. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ГТРК Мурман.
Руководитель Росрыболовства Андрей Крайний уверен, что с этим дела в России обстоят более-менее благополучно: "Ситуация стабильна по рынку. Рыба не растет в цене. Можно много приводить цифр, но ценовой индекс по отношению к 2011 году составляет 99%, то есть рыба не выросла в цене. Есть затоваривание на Дальнем Востоке и в Мурманске. Забиты холодильники. Нет проблем с подвижным составом. Но торговля... Мы ожидаем все таки оживления. Октябрь на дворе. Ожидаем оживления спроса, но пока этого не происходит".
Впрочем, не по всем видам рыб ситуация так хороша. По словам главы рыбацкого ведомства, отечественный рынок сейчас испытывает серьезный дефицит любимой россиянами селедки.
Андрей Крайний говорит: "В Северной Атлантике сельди становится меньше. Соответственно и мы, и Норвегия, и Фарерские Острова поставляют на российский рынок сельди чуть меньше. Мы емкость рынка оцениваем в 500-600 тысяч тонн. Сейчас не добираем примерно 30% по селедке. Рассчитываем на то, что сейчас включится Дальний Восток. Наша наука увеличила общий допустимый улов дальневосточной сельди на 129 тысяч тонн. Мы полагаем, что эта рыба поступит на основную территорию России. Таким образом, проблемы будут сокращены".
Беспокоит Андрея Крайнего и качество рыбопродукции, поступающей к нам из Юго-Восточной Азии. Пангасиус и тиляпия давно стали привычными, в том числе и на мурманских прилавках. А с вступлением страны в ВТО, поток в Россию этой дешевой и не всегда качественной рыбы, может вырасти. В результате она станет серьезным конкурентом нашим - пикше и треске.
Андрей Крайний подчеркнул: "Нас волнует ситуация с рыбоперерабатывающими предприятиями. Они, на наш взгляд, не совсем готовы к работе в условиях глобальной конкуренции".
Говорил руководитель Росрыболовства и об отрасли, интенсивно развивающейся в нашем регионе в последнее время, об аквакультуре. Возможно, дела у наших рыбоводов шли еще более успешно, если бы были урегулированы многие пробелы в законодательстве.
Андрей Крайний говорит: "Закон об аквакультуре ко второму чтению подготовлен. Мы полагаем, что на осенней сессии Госдума этот закон примет и мы получим серьезный толчок, потому что сегодня у нас явный перекос. Россия занимает пятое место по вылову. При этом, страны, которые лидируют - Китай, Индия, Индонезия и Вьетнам, это страны, где прирост достигнут за счет выращивания рыбы. Мы выходим на плато. У нас вылов стабилизируется, максимум, что мы можем добывать у себя в экономзоне - около 5 миллионов тонн".
Отдельная серьезная тема - обновление рыбопромыслового флота. По словам Андрея Крайнего, ситуация сейчас сдвинулась с мертвой точки. Рыболовецкие компании, в том числе и мурманские, начали вкладывать средства в строительство новых судов: "Заканчивается строительство судна. Я надеюсь, что собственники его в первом квартале 2013 года сдадут. В Эмиратах мурманская компания "Робинзон" строит роллсройсовский пароход. Я думаю, все знают, что эта компания делает не только автомобили премиум-класса, но авиационные и судовые двигатели".
Чтобы процесс обновления флота шел более быстро, по мнению главы Росрыболовства, государство должно помочь рыбопромышленникам и субсидировать процентные ставки по кредитам на строительство судов как минимум на 10 лет.
Андрей Крайний сказал: "7 сентября состоялось совещание у премьера. Поручение такое нам, Минсельхозу, Минфину дано. Я полагаю что, 2-4 месяца пройдет. Мы сделаем постановление, аналогичное тому, что существует у аграриев. Примем, это решение управленческое. Там деньги небольшие - 300-400 миллионов рублей. Отдача будет колоссальной".
Рассказал глава Росрыболовства и о своем видении проблемы законодательного разграничения прибрежного и океанического лова и запрета переработки рыбы на судах, работающих по прибрежным квотам.
Андрей Крайний уверен: "На мой взгляд, прибрежное или промышленное рыболовство должно определяться орудиями лова и размером судна. Дальше должна экономика определять. Если мне выгодно, то я везу в свежем виде. Если невыгодно по каким-то причинам - экономическим, логистическим, я эту рыбу обрабатываю и продаю мороженой".