Архангельский траловый флот в поисках "капитана"
Развивать ОАО «Архангельский траловый флот» (АТФ) сможет только эффективный собственник, полагают эксперты, опрошенные агентством «Прайм», причем, по их мнению, передача компании в частные руки не гарантирует положительный результат. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на РИА Новости.
«Необходимо, чтобы АТФ купили профессионалы из отрасли, имеющие достаточные средства для развития производственных мощностей флота, модернизации старых судов, строительства новых судов, в том числе на отечественных судоверфях», - заявили агентству в «Рыбном союзе».
ФЛОТ В НАДЕЖНЫЕ РУКИ
«Конечно, приватизация - это правильный путь с точки зрения повышения эффективности управления. Если это будет эффективный собственник, и приватизация будет сделана в интересах РФ – это правильный шаг», - поддерживает директор портала «Фишнет» Александр Макаров.
В свою очередь президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Юрий Кокорев не видит оснований для приватизации Архангельского флота.
«Я остаюсь на позиции, чтобы база тралового флота оставалась в государственной форме собственности… Есть, конечно, проблемы, но в целом в нормальном состоянии находится флот, не дает повода для смены собственника», - сказал он.
По его словам, это единственное государственное предприятие в отрасли, которое прибыльно.
Кокорев напомнил, что в начале прошлого десятилетия в течение года у Архангельского тралового флота сменилось три руководителя, которые «довели до ручки предприятие». Затем генеральным директором был назначен Юрий Никулин, который компанию «вывел из этого стопора», и теперь оно работает в нормальном режиме.
«Мне кажется, что в рыбной отрасли не было примера эффективной работы государственного предприятия», - возражает Макаров.
МОЖЕТ ПОТОРОПИЛИСЬ?
На общественных обсуждениях по вопросу приватизации АТФ начальник профильного управления Росрыболовства Андрей Козлов высказал мнение, что решение о продаже компании преждевременно.
"Мое мнение, как члена Совета директоров, я бы вообще сказал бы о преждевременности продажи акции Архангельского тралового флота, - заявил он. - Если мы говорим об обновлении флота рыбопромыслового в целом, то мы только через государственные компании можем осуществлять строительство на российских верфях».
Кокорев также не уверен, что приватизация будет благом для коллектива и для базы флота. По его мнению, можно сменить руководителя, если государство посчитает, что нынешний глава компании не дорабатывает.
«Но я так не считаю, я считаю, что человек на месте и вывел из тяжелого состояния. Ему наследство досталось нелегкое, с огромными долгами, и он вывел его в прибыльное предприятие, каким оно и было, пока возня не началась с необходимостью приватизации», - говорит Кокорев.
Сейчас, по словам президента ВАРПЭ, предприятие получило кредит под обновление флота, есть соответствующая программа, и деньги.
«Это предусматривало решение проблемы обновления, глубокую обработку добываемого сырья и перспективы развития. Без приватизации можно было бы решить эти вопросы», - полагает Кокорев.
«А в условиях приватизации, какие цели будущий собственник будет преследовать? Если подешевле купить и перепродать, что может быть, это не в интересах ни коллектива, ни государства. Купить и вложить туда средства собственные для развития – благородная цель, дай бог, если так получится», - отметил он.
СПОРЫ ПО ФОРМЕ
По мнению «Рыбного союза», лучшей формой приватизации АТФ является открытый аукцион, к участию в котором будут допущены только отечественные рыбодобывающие компании.
«Открытый аукцион с участием рыбодобывающих компаний, на котором рыбаки будут сидеть друг напротив друга и победителем станет тот, кто предложит большую цену является наиболее прозрачной формой отчуждения акций АТФ», - сказал представитель «Рыбного союза».
Минэкономразвития РФ также настаивает на проведении аукциона, тогда как глава Росрыболовства Андрей Крайний говорил о необходимости проведения конкурса, где могут быть выставлены дополнительные условия для приобретателя, в том числе социального характера.
В пятницу на общественных обсуждениях Росимущество предложило также рассмотреть такой вариант приватизации, как открытые конкурентные переговоры, когда покупатели выступают с офертой, а потом начинается обсуждение поступивших предложений. Кроме того, Федеральная антимонопольная служба России предложила обсудить возможность допуска к торгам зарубежных компаний.
В то же время, согласен представитель «Рыбного союза», этот бизнес имеет свою специфику, и если он попадет в некомпетентные руки, то регион может лишиться не только флота, но и градообразующего предприятия, которым является АТФ с его больницами, детскими учреждениями, котельной.
По мнению Макарова, это относится к отрасли в целом.
«У нас такая ситуация сейчас, что она (рыбодобыча – ред.) остается сырьевым придатком, и хотелось бы видеть, чтобы эти процессы (приватизация – ред.) не только повышали экономическую эффективность, но и решали социальные задачи, чтобы были рабочие места, добавленная стоимость и налоги для решения социальных проблем», - полагает он. Также по его словам, необходимо решить такие вопросы, как выход России на рынки в условиях ВТО с более переработанной, конкурентоспособной продукцией.
ФАС уже одобрила ходатайство ООО "Вирма" (Петрозаводск, является учредителем ООО "Северо-Западная рыбопромышленная компания-Мурманск") о приобретении этого актива. Кроме того, в ведомстве находится аналогичная заявка ЗАО "Русская рыбная компания" (входит в группу компаний "Русское море").
ОАО "Архангельский траловый флот" - крупнейшее рыбодобывающее предприятие в Архангельской области, созданное в 2004 году путем приватизации ФГУП "Архангельская база тралового флота". Уставный капитал АТФ составляет 1,532 миллиарда рублей и разделен на 15,319 тысячи обыкновенных акций номиналом 100 рублей. 100% акций принадлежат РФ в лице Росимущества.