Правительство РФ определило приоритеты развития судостроения для рыбной отрасли
Правительство РФ приняло решение утвердить государственную программу страны «развитие судостроения на 2013-2030 годы». В программе, в том числе, определены приоритеты развития судостроения для рыбной отрасли, мероприятия, требующие бюджетного финансирования, и меры законодательного порядка, касающиеся выделения квот на вылов водных биоресурсов под новострой. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Минпромторг.
При обсуждении программы, было подчеркнуто, что необходима концентрация на внутреннем высокотехнологичном заказе и отказ от бесперспективной конкуренции с Китаем, Японией и Южной Кореей, которые массово производят суда общего пользования, соответственно, транспортные суда, за исключением судов для внутренних водных путей. Поэтому в госпрограмме определены приоритетные рыночные ниши – это военное кораблестроение, развитие рыбопромыслового флота, обеспечение техникой Северного морского пути и освоение шельфа, а также речное судостроение.
Программой предусмотрено создание стимулов для расширения закупок отечественными заказчиками гражданских судов, изготовленных на российских верфях. Соответственно, мероприятия, требующие бюджетного финансирования, – это содействие развитию лизинга речных и рыбопромысловых судов и стимулирование спроса для ускоренной утилизации судов речного и рыбопромыслового флота. Отмечается, что устаревший парк данных судов составляет около 85%.
Кроме того, предусмотрено два мероприятия законодательного характера – это создание особых экономических судостроительных зон в рамках уже принятого закона о поддержке судоходства и судостроения и разработка механизма выделения квот под строительство рыбопромысловых судов. Эта позиция согласована с Минсельхозом, с которым министерство промышленности и торговли пришло к общему пониманию в рамках дополнительных мероприятий по развитию рыболовецкого флота.
Критики программы высказывают опасение, что выделение квот под новстрой и привязка квот к судну может повлечь за собой масштабный передел прав на вылов ВБР. Более умеренные взгляды сводятся к тому, что процесс пойдет на законной основе за счет реально неэффективных пользователей и на путях решения реально существующих проблем (паразитирование на имеющихся долях ВБР, проблема законного оборота прав, невозможность закладывать права в обеспечение кредита, отсутствие стимулов к развитию, высокие барьеры входа в бизнес для новых игроков, и др).
Общие положения программы
Основным принципом формирования программы было выбрано обеспечение эффективности решений на всех этапах индустриального цикла: от реализации НИР (научно-исследовательских работ) до промышленного производства.
Будущий облик отрасли определяет стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2025 года – это ФЦП «Развитие ОПК» и федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники на период 2009–2016 годов».
Отечественное судостроение исторически было ориентировано на строительство военно-морской и сложной гражданской техники. Крупносерийные, в том числе пассажирские, гражданские суда строились всегда традиционно в странах СЭВ. Эта специфика российского судостроения должна сохраниться в обозримой перспективе.
Развитие гражданской морской и речной техники направлено на реализацию конкретных пилотных проектов. Доведение базовых платформ, разработанных в рамках госпрограммы, до конечного рыночного продукта под конкретного заказчика будет происходить на основе скоординированных действий различных ведомств – участников программы. Финансироваться эта работа будет за счёт средств заказчиков.
Отечественное судостроение структурировано в рамках трёх ярко выраженных кластеров: это Северо-Западный, Дальневосточный, Южный. Развитие каждого из них имеет свою специфику в рамках госпрограммы.
В Северо-Западном кластере исторически сосредоточен значительный потенциал, однако сегодня в нём необходима оптимизация производственных мощностей, так как предприятия кластера довольно неоднородны по своему техническому состоянию. Оптимизацию представляется целесообразно выполнить полностью за счёт внебюджетных источников, а проекты по модернизации мощностей выполнить за счёт в том числе бюджетных средств.
В Южном кластере в настоящий момент ведётся активная работа по созданию особых экономических судостроительных зон.
В Дальневосточном кластере приоритетным проектом является строительство современного судостроительного комплекса «Звезда».
Задачи, которые будут решены в рамках одной из подпрограмм, – это создание условий для продвижения продукции отрасли на внутренний и внешний рынки и, конечно же, локализация производства комплектующих на территории Российской Федерации.
Все меры господдержки, заложенные в госпрограмму, соответствуют нормам ВТО. Поддержка, создание новых технологий и науки останутся задачами государства как способ увеличения конкурентоспособности отечественной промышленности. Такой подход соответствует сложившейся мировой практике. Результатом реализации госпрограммы станет увеличение доли российского судостроения на мировом рынке.
По гражданскому судостроению обозначены два основных показателя: это 2% в тоннаже, и, соответственно, 10% в денежном выражении за счет концентрации на высокотехнологичных продуктах.
Запланировано обеспечить примерно 30% внутреннего спроса за счёт собственного производства как гражданской морской техники, так и другой продукции.
Более умеренные взгляды сводятся к тому, что процесс пойдет на законной основе за счет реально неэффективных пользователей и на путях решения реально существующих проблем (паразитирование на имеющихся долях ВБР, проблема законного оборота прав, невозможность закладывать права в обеспечение кредита, отсутствие стимулов к развитию, высокие барьеры входа в бизнес для новых игроков, и др).
Кто ближе к истине, и как исправлять имеющиеся недостатки системы квотирования? Стоит ли переходить от закрепления квот за компаниями к закреплению за судном, так мол легче наладить оборот ( продажа судна с квотами, а при списании старых передавать кквоты на новые суда)