Денис Беляев: «Масштабные проекты в первую очередь должны соответствовать экологическим нормам»
Строительство портов, терминалов и логистической инфраструктуры, реконструкция набережных, намыв территорий — все это вопросы, связанные с использованием водных ресурсов и их в Петербурге немало. Руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по рыболовству Денис Беляев рассказал о взаимодействии с застройщиками и состоянии водных биоресурсов в условиях активной стройки. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.
- Денис Сергеевич, чем в настоящее время регламентированы строительство и введение в эксплуатацию объектов, оказывающих воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания?
- Основной регламентирующий документ — это федеральный закон 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Статья 50 в нем определяет требования о сохранении водных биоресурсов и среды их обитания. То есть при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны быть приняты меры для сохранения природных ресурсов. Практически любая антропогенная деятельность оказывает воздействие на природу и наша задача в том, чтобы максимально уменьшить или предотвратить негативное воздействие.
- Как осуществляется взаимодействие между органами государственной власти при реализации проектов, касающихся водной среды?
- На федеральном уровне полномочия по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере водных ресурсов находятся у Росводоресурсов. В Санкт-Петербурге этот вопрос курирует Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, а в Карелии — Министерство природных ресурсов. Наше взаимодействие с другими исполнительными органами государственной власти происходит в разных плоскостях и на разных уровнях. У нас нет задачи контролировать строителей. Мы работаем со всеми, кто оказывает воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания.
- Какие хозяйственные объекты находятся в зоне вашей ответственности, и что именно Вы контролируете?
- Все портовые сооружения, предприятия, осуществляющие деятельность на акваториях водных объектов, в границах водоохранных зон или использующие водные объекты для забора или сброса воды.
При сбросе наша задача - проконтролировать, чтобы вода была очищена до установленных нормативов, и использовались эффективные технологии ее очистки. Например, при строительстве гидроэлектростанций устанавливаются рыбозащитные устройства и мы контролируем их функционирование. Одним из важных проектов для нас было строительство Ленинградской гидроаккумулирующей электростанции на реке Шапша в Ленобласти. Там использовалось комбинированное рыбозащитное устройство с электрическим заградителем. Нам удалось обеспечить защиту для рыбы и существенно не повлиять на проектные решения. Кроме этого, сегодня, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» внедряет новые технологические решения при использовании водозаборов, в том числе защиту от попадания рыб в водозаборные сооружения при очистке воды.
Объем работы во многом обусловлен спецификой мегаполиса, его близостью к заливу, наличием множества каналов и мостов. Приходится много взаимодействовать и с теми, кто ремонтирует набережные, мосты, и с теми, кто строит объекты в акваториях и водоохранных зонах. Нам нет принципиальной разницы кого проверять: Кировский завод с его разветвленной сетью причалов или компанию-подрядчика, производящую реконструкцию набережной. Все, что находится в границах нашей компетенции является объектом нашего надзора и проходит определенную процедуру согласования еще на уровне проектов.
- Как долго длится процедура согласования проекта?
- Порядок согласования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года № 569, в соответствии с пунктом 8 которого поступившие документы рассматриваются не более 3 месяцев. Нужно отметить, что согласование проходят все вне зависимости от формы собственности: от «Газпрома» до собственника дачного участка, примыкающего к водоему. Пока уровень понимания важности этого процесса в обществе низкий. Строители привыкли, что есть контролирующие структуры на уровне субъекта, но когда дело касается объектов строительства в водоохранных зонах, возникают сложности. Зачастую экспертиза указывает нам на документы, в которых отсутствует согласование Федерального агентства по рыболовству или его территориального органа. Мы не ставим своей задачей как-то затормозить и без того сложный строительный процесс, понимая, что многие проекты крайне важны для города. Есть проектировщики и заказчики, которые заранее предвидят необходимые мероприятия и закладывают время на их решение, тогда эти вопросы решаются не в авральном режиме, а в плановом.
- Как определяется ущерб?
- Его определяем не мы. В зависимости от объемов планируемых работ, а также степени негативного влияния выполняется расчет, так называемая «оценка воздействия», которая предусмотрена рядом нормативных правовых актов. Это делают по определенной методике представители отраслевой науки и профильные организации. Проектировщик предоставляет нам данные по оценке воздействия на ВБР. Если мы сомневаемся в чем-то, или у наших экспертов возникают вопросы, мы перепроверяем предоставленную информацию. Естественно, любой заказчик пытается минимизировать себестоимость на уровне проектных решений. Но нужно понимать, что соблюдение экологических норм всегда сопряжено с финансовыми затратами (это установлено законом), что в сметах должны предусматриваться средства на мероприятия, связанные с охраной окружающей среды. Есть застройщики, которые изначально закладывают средства в бюджет и не пытаются хитростями и уловками уйти от этих мероприятий, применяя технологии на уровне европейских. Бывает и наоборот, но в этом случае мы требуем возмещения причиненного ущерба в судебном порядке. Лучше реализовывать проект в соответствии с действующим законодательством.
- Какое количество проектов было подано на согласование в 2012 г.?
- В этом году по состоянию на октябрь месяц 441 проект. В 2011 — 580. Но до конца года еще есть время, так что можно сказать, что показатели приблизительно одинаковы.
- Каковы самые крупные из них?
- В Петербурге очень серьезное положение занимает логистика. Благодаря близости к морю, вопросы строительства инфраструктуры тесно связаны с пересечением водных путей. На данный момент среди крупных можно отметить строительство порта Усть-Луга, многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка», реализованный проект по строительству пассажирского порта на Васильевском острове. В перспективе - намывные территории в районе Лисьего Носа, серьезный проект по строительству Ленинградской ГАЭС-2, строительство большого количества веток газопроводов и нефтепроводов.
- С какими сложностями приходится сталкиваться при их реализации?
- Сложности, конечно, возникают. Например, тот же намыв территорий. Есть инвестор, инициирующий реализацию проекта, есть закон о намывных территориях. Реализация подобного проекта принесет в бюджет деньги, создаст инфраструктуру, рабочие места — это положительный эффект. Однако не вызывает сомнения и тот факт, что все работы в этом случае должны быть проведены в соответствии с действующим природоохранным законодательством.
Плохо, когда решение на каком-то уровне уже принято, а на другом его пытаются блокировать. Впрочем, это свойственно не только строительному комплексу. Когда к нам поступают документы, мы подробно изучаем ситуацию, но решение о строительстве принимаем не мы. Хочу отметить, что работа любого исполнительного органа государственной власти должна быть направлена на сокращение административных барьеров - это позволит обеспечить рост экономики региона. Зачастую процесс согласования затягивается и люди приступают к стройке без разрешения, тогда с нашей стороны идут меры реагирования. Пока это происходит довольно часто.
- Как возмещается нанесенный ущерб?
- Есть два пути. Первый — выпуск рыбы в естественную среду обитания. Нас интересует непосредственно количество рыбы, которое будет выпущено для возмещения ущерба, нанесенного той или иной компанией. Ученые дают рекомендации по количеству, виду, возрасту мальков и времени их выпуска. Мы контролируем объем выпущенной рыбы. Такая практика существует в большинстве субъектов. Второй путь - более сложный с точки зрения реализации - это рыбохозяйственная мелиорация, расчистка естественных нерестилищ от ила и песка или создание искусственных нерестилищ.
- Хватает ли мощностей рыборазводным заводам для возмещения ущерба?
- Это провокационный вопрос: мощностей всегда недостаточно. Хотелось бы модернизировать существующие заводы и построить новые. В условиях сегодняшнего бюджетного дефицита это непросто и поэтому реконструкция все время откладывается. Но хочется верить, что этому вопросу еще уделят внимание.
В нашем ведении сегодня пять заводов в Ленинградской области и два в Карелии. Строительство завода, запуск, эксплуатация и выпуск первой продукции занимает не такой уж большой срок. Бывает, что коммерческие организации изъявляют желание участвовать в программе по воспроизводству. Мы приветствуем такие начинания, ведь в конечном итоге это вклад в развитие рыбной отрасли.
- Каким Вы видите результат своей работы в ближайшие несколько лет?
- Главный показатель — это состояние водных ресурсов на территории Северо-Западного региона. Хочется, чтобы приехав на рыбалку, закинув спиннинг, мы вылавливали из наших водоемов рыбу, а не мусор, чтобы и на прилавках магазинов была свежая, полезная, добытая в нашем регионе рыба.
- Вы сами любите рыбачить? Часто проводите время на рыбалке?
- Да, люблю. Считаю, что это самый лучший вид отдыха, при первой же возможности выезжаю на водоем, к сожалению, не так часто как хотелось бы.
- Есть ли еще какие-то увлечения?
- Очень люблю охоту, занимаюсь спортом.
Досье
Денис Беляев родился 9 июня 1979 года в городе Потсдам на востоке Германии. Окончил Екатеринбургское суворовское военное училище. После переехал в Санкт-Петербург и поступил в Федеральное военное государственное образовательное учреждение «Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского». Служил в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Окончил Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет по специальности экономист-менеджер. Затем проходил обучение в Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, на факультете Государственного и муниципального управления. Свою трудовую деятельность начинал в аппарате вице-губернатора Санкт-Петербурга. Работал советником в администрации Губернатора Санкт-Петербурга и аппарате полномочного представителя Президента в СЗФО. В соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству № 333-л от 4 августа 2011 года назначен на пост руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства. Женат, двое детей.