Российских рыбаков хотят на E-bay
Эксперты и игроки отмечают ряд нерешенных проблем, с которыми столкнутся участники электронных торгов водными биологическими ресурсами. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Прайм.
29 ноября на заседании президиума Государственного совета по вопросам развития Дальнего Востока и Забайкалья президент РФ Владимир ПУТИН раскритиковал министра по развитию Дальнего Востока Виктора ИШАЕВА за «размывание ответственности и провалы в работе», потребовав меньше бюрократии, а побольше живой работы.
В ходе заседания министр посетовал президенту на «беспорядок и коррупцию», из-за которых, по его словам, «экономика Дальнего Востока ежегодно недосчитывается около 300 миллиардов рублей», предложив, видимо, в качестве панацеи – «необработанную древесину: биоресурсы продавать только на электронных торгах, только на аукционах с единой базой данных, чтобы было видно, ясно и понятно».
Правда, никаких наработок Виктор Ишаев презентовать не смог, констатировав, что эти вопросы недавно обсуждались в ходе совещания Совета Безопасности во Владивостоке и записаны в протокол. «Опять вы будете работать пять лет? Давайте законы-то, проект давайте!» – выразил неудовольствие Владимир Путин, на что министр пообещал в первом квартале 2013 года представить законопроект об электронных торгах.
Отметим, что ранее 26 ноября в Министерстве сельского хозяйства РФ также обсуждались перспективы биржевой торговли сельхозпродукцией, включая водные биологические ресурсы. Так вот участник совещания признали, что пока не готовы к таким высоким материям как хеджирование рисков с помощью срочных биржевых контрактов, и решили, что неплохо начать с перехода от давальческих схем, которые, в рыбной отрасли давно ушли в прошлое, к договорам купли-продажи.
Между тем, эксперты и игроки рыбного рынка, оценивая перспективы функционирования электронной торговли биоресурсами в России, отмечают ряд трудностей, с которыми столкнется российский «рыбный E-bay», и которые необходимо решать до перехода к таким высоким материям как, скажем, хеджирование рисков.
– Для продажи рыбы на аукционе необходимо разработать систему стандартной сертификации, потому что рыба не нефть, у которой есть марка, бренд, – отметил заведующий приморской лаборатории экономики и глобальных проблем института экономических исследований ДВОРАН, профессор школы экономики и менеджмента ДВФУ Михаил ТЕРСКИЙ. – Каждая партия рыбы имеет свои характеристики в зависимости от района вылова, от срока вылова, от размера.
Не очень понятен экспертам и игрокам сам механизм. Ведь технология биржевой торговли продуктами очень сложная, особенно рыбой. Нужно четко понимать, как выстраивать свои отношения между продавцами и покупателями, необходимы правила игры. Скажем, что делать с той продукцией, которая на аукционе была не востребована. Ведь рыба в основном продается по долгосрочным контрактам, которые гарантируют, что оговоренный объем продукции будет продан, а если поставил рыбу на биржу, а ее никто не купил, что с ней делать: обратно в море выбрасывать?
– Все сделки на бирже страхуются площадкой, а не покупателем. Я хотел бы понять, кто в России возьмет на себя страхование нарушений торговых сделок по качеству, по ассортименту, по срокам поставки, – задается вопросом собеседник агентства.
Действительно, очень многие правовые аспекты до сих пор не проработаны, как то, момент перехода права собственности на данный продукт, когда участники имеют право требовать страховые взносы.
– Кроме создания самой площадки, необходима система складов. Если я продаю партию рыбы, то она должна быть на складе, поскольку аукцион проходит только на рыбу, которая уже выловлена. Своих складов у нас нет, по крайней мере, на Дальнем Востоке таких мест нет, – подчеркнул Михаил Терский.
Отметим, что эксперты, равно как и игроки не выступают против электронных торгов, но возникает вопрос: чего хотим достигнуть с помощью этой прозрачности.
– До тех пор, пока не будет внятно описана концепция развития рыбохозяйственного комплекса, пока не будут утверждены цели, которые мы должны достичь, готовить инструменты любого рода крайне опасно, поскольку они могут сыграть во вред, – подчеркнул исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей ГУДКОВ. – Мы должны описать цели и задачи, в соответствие с которыми должен развиваться рыбохозяйственный комплекс, и только тогда мы настроим этот инструмент правильным образом.
При этом участники рынка констатируют, что в России есть крупные рыбодобытчики, представляющие собой бренд, который является залогом качества и ответственности.
– Мы работаем с брендами. Если это будет обезличено, тогда мы хотим иметь четкий и ясный стандарт этой продукции. Если такого стандарта нет или, до тех пор, пока такого стандарта нет – это просто красивая идея, – резюмировал Сергей Гудков.
Напомним, что «Рыбный союз» объединяет 28 крупнейших переработчиков и импортеров рыбной продукции. Ежегодный объем выпуска продукции предприятиями объединения – более 600 тыс. тонн, что в денежном эквиваленте превышает 75 млрд. рублей.