Регионы возможной постройки средне- и крупнотоннажных рыболовных судов
Судостроители получают заказы на суда в результате свободной конкуренции на рыночной основе. На объем поступления новых заказов оказывают влияние в основном два основных фактора: ценовая и неценовая конкурентоспособность. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на Русскую пелагическую исследовательскую компанию.
Ценовая конкурентоспособность включает себестоимость постройки судна, условия платежа, обменный курс по отношению к доллару, финансовые возможности верфи.
Неценовая конкурентоспособность - это технология постройки, качество изготовления, сроки поставки судна, обслуживание после поставки, репутация верфи.
Любая верфь, владеющая соответствующей мировому уровню технологией судостроения и характеризующаяся ценовой конкурентоспособностью, может квалифицироваться, как способная получать заказы на постройку судов и обеспечивать выпуск судостроительной продукции в пределах своих производственных мощностей, однако наблюдаемая реструктуризация мирового судостроения проходит в значительной мере в направлении углубления специализации верфей по типам производимых судов.
В настоящее время Европа - лидер в постройке особо сложных судов. Основными факторами, определяющими будущее европейского судостроения, будут, во-первых, спрос на относительно небольшие и сложные суда с высокой добавленной стоимостью, прежде всего суда обслуживания морской нефтегазодобычи, пассажирские и рыболовные суда и, во-вторых, решение вопроса с субсидиями в ЕС и Южной Корее.
Давление на занятый в основном европейцами рынок судов специального назначения со стороны японских и южнокорейских верфей будет увеличиваться в связи с активным наступлением китайских верфей (с их крайне низкими ценами на сегменты рынка простых судов - танкеров и балкеров), из-за чего японские и корейские верфи будут терять здесь свои доли рынка и пытаться переориентировать усилия на другие сегменты рынка.
В то же время ожидается, что Европа сохранит за собой лидерство в разработке инновационных типов судов, может быть, разделяя это лидерство с Японией. Само европейское судостроение будет сведено к достройке заказанных в других странах корпусов. Производство серийного судового оборудования в европейских странах будет сокращаться, останутся только компании, ориентированные на создание инновационного продукта.
Ассоциация судостроения Евросоюза (CESA) разработала план превращения европейской судостроительной промышленности к 2015 г. в лидирующую силу на мировом судостроительном рынке - «LeaderSHIP 2015». Цель плана - совместными усилиями всех заинтересованных партнеров добиться лидерства европейских судостроителей в тех секторах отрасли судостроения, в которых они традиционно были наиболее сильны: в строительстве пассажирских судов, судов-снабженцев, буксиров, высокотехнологичных газовозов, плавучих платформ для нефтяников и рыбодобывающих судов.
План не предусматривает увеличения субсидий на судостроение. Он предполагает создание единых для судостроителей ЕС прозрачных правил с механизмом наказаний за их невыполнение. Поскольку европейские верфи не могут конкурировать с азиатскими по ценовым факторам, они должны сосредоточиться на улучшении качества своей продукции.
Учитывая конкурентоспособность и сложившуюся специализацию верфей, потенциальными строителями средне- и крупнотоннажного рыбодобывающего флота являются европейские верфи (Норвегия, Испания, Дания, Голландия, Хорватия, Польша), конкуренцию которым могут составить некоторые верфи АТР (Япония, Ю. Корея, Китай), а также верфи Турции. Следует отметить, что во всех этих странах существует хорошо себя зарекомендовавшая система экспортного финансирования, позволяющая иностранным покупателям получать долгосрочные кредиты для покупки продукции их верфей, что делает более привлекательным размещение заказа на постройку судов в этих странах.