Треть экспорта рыбопродукции Дальнего Востока в КНР незаконна
Основу поставок в Китай российской рыбопродукции составляет сырье с низкой степенью обработки, считает Александр Сухаренко. Об этом сообщает www.fishnet.ru со ссылкой на ПримаМедиа.
Треть экспорта рыбопродукции, выловленной в исключительной экономической зоне РФ на Дальнем Востоке и поставляемой в КНР, осуществляется в обход российского законодательства. Основу поставок в Китай российской рыбопродукции составляет сырье – продукция с низкой степенью обработки и , соответственно, с низкой прибавочной стоимостью. Такое мнение в беседе высказал директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко.
- Несмотря на рост физических объемов поставок российских водных биологических ресурсов (ВБР) в Китай, доля незаконного экспорта достигает 30-35%. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2009 году в Китай было вывезено более 529,5 тысяч тонн морепродукции на сумму около 648,4 млн долларов США, а по данным Минсельхоза КНР, из России поступило 759 тысяч тонн на сумму 1,2 млрд долларов. Таким образом, разница составила около 230 тысяч тонн на сумму 602 млн долларов. К 2011 году на Китай приходилось более 40% стоимости российского экспорта ВБР (1,6 млрд долларов). В том году туда поступило 844,4 тысяч тонн (+9% к 2010 году). Структура экспорта характеризуется высоким содержанием продукции с низкой степенью обработки - рыбы мороженой (98% физического объема), - отметил Александр Сухаренко.
По данным, приведенным собеседником агентства, за восемь месяцев 2012 года рыбопромышленники ДВФО экспортировали в Китай рыбопродукции на 488 млн долларов – согласно официальным российским источникам. Однако согласно информации Главного таможенного управления КНР за указанный период они поставили почти 639 тысяч тонн на сумму более 946 млн долларов США. Основу российского экспорта составляла мороженая рыба (632,3 тысяч тонн на сумму около 911 млн долларов, или 99% и 96,3% от общего веса и стоимости, соответственно). Импорт КНР, отметил Сухаренко, базировался на трёх объектах: минтай, треска и сельдь, причем для обеспечения таких поставок было использовано минимум 50%, 20% и 72,5% всего общероссийского улова минтая, трески и сельди указанный период соответственно.
- Для решения проблемы ФАР России и Минсельхоз КНР 27 сентября 2010 года подписали меморандум о взаимопонимании в области предупреждения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) промысла живых морских ресурсов. Кроме этого, в сентябре 2012 года правительство РФ издало распоряжение о подписании с Китаем соглашения о сотрудничестве в данной области, которое предусматривает введение специального сертификата, подтверждающего законность добычи ВБР, вывозимых из Китая или России. Соглашение распространяется на такие объекты промысла, как тихоокеанские лососи, минтай, тихоокеанская сельдь, белокорый, стрелозубый и черный палтусы, различные виды краба, трепанг, морской еж . Сертификат будет действителен в течение трех месяцев с даты выдачи и только для одной процедуры ввоза. Уполномоченные органы в течение 12 часов с момента выдачи экспортеру сертификата направляют его копию друг другу. Проверка оригинала сертификата включает проверку его подлинности, а также соответствия сведений о наименовании судна, объеме и наименовании ввозимых ВБР, информации, фактически заявленной в порту государства. После проверки сертификата уполномоченные органы сообщают друг другу о ее результатах и принятом решении - о ввозе или запрете ввоза. Выгрузку ВБР могут запретить в трех случаях: если не был предъявлен оригинал сертификата, оригинал не соответствует копии или окажется, что он не выдавался компетентным органом, - рассказал директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности Александр Сухаренко.
Федеральная антимонопольная служба РФ в декабре прошлого года уличила Ассоциацию добытчиков минтая и 26 рыбодобывающих компаний Дальнего Востока в незаконных связях с гонконгским холдингом "Пасифик Андес".
В официальном решении ФАС приводятся стенограммы ряда заседаний совета Ассоциации добытчиков минтая (АДМ), на основании которых антимонопольщики делают вывод, что деятельность АДМ осуществлялась в интересах гонконгского холдинга "Пасифик Андес", а ряд входящих в АДМ компаний, по сути, были приобретены дочерними структурами холдинга.
Также, отмечает агентство, ранее в Росрыболовстве уже заявили, что, как только федеральным агентством будут получены доказательства нарушения законодательства,все причастные к этому делу компании будут лишены квот.
Вместе с тем в настоящее время в Госдуму РФ внесены поправки в закон "О рыболовстве", которые, по мнению ряда экспертов, могут ещё более усилить экспортно-сырьевую направленность рыбной отрасли Дальнего Востока.
Авторами законопроекта являются сенаторы Геннадий Горбунов, Александр Верховский, входящий в совет Ассоциации добытчиков минтая, и Борис Невзоров, а также депутаты Государственной Думы Георгий Карлов и Ирина Яровая. Многие из "авторского коллектива", кстати, имеют, как предполагается, большие коммерческие интересы в крупных рыбодобывающих компаниях региона.
Напомним, что рыбацкое "лобби" Дальнего Востока в Госдуме и Совете Федераций, настаивая на внесении изменений в закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", стремиться направить на экспорт и уловы рыбаков-"прибрежников". Если поправки пройдут в Госдуме, то российские берега российской же рыбы больше не увидят.
бред какой то. как может быть вывоз незаконный если груз "выпуск разрешен" и прошел через офицальное оформление властей. Россия просто не в состоянии скушать такое количество биоресурсов, как в сырье так и в готовой продукции. Поэтому в том числе и экспортируются уловы проходя таможенные и разрешительные процедуры через порты. Авторы этой суеты похоже дальше рабочего стола не выходили. Либо причина другая - закулисная, и Заказчик данной информации решает свои вопросы.