{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Герман Зверев: Научится ли Россия продавать рыбу?

22 января 2013 14:43

 

Статистика FAO повествует о том, что Россия разучилась продавать рыбу на мировом рынке. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на страницу в livejournal Германа Зверева.

FAO – это Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, много лет занимается сбором статистической информации и анализом мирового рыбного рынка. Конечно, данные FAO часто противоречивы и не всегда стыкуются между собой. Даже «римские мудрецы» (штаб-квартира FAO «приютилась» на берегах Тибра) не всегда способны разобраться в запутанных хитросплетениях международных потоков рыбопродукции.

В итоговом отчете «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры в 2010 году» названа первая десятка экспортеров рыбопродукции: Китай – 10,1 млрд долларов, Перу – 7 млрд долларов, Норвегия – 7 млрд долларов, Индонезия – 6,5 млрд долларов, Таиланд – 6,5 млрд долларов, Дания – 4,6 млрд долларов, Вьетнам – 4,6 млрд долларов, США – 4,5 млрд долларов, Индия – 4,5 млрд долларов, Чили – 4 млрд долларов, Канада – 3,7 млрд долларов.

Но по другим данным той же FAO – «Статистика экспорта рыбопродукции с 1976 по 2008 годы» – первая десятка рыбных экспортеров выглядит иначе: Китай – 10,3 млрд долларов, Перу – 7 млрд долларов, Индонезия – 6,5 млрд долларов, США – 4,5 млрд долларов, Индия – 4,5 млрд долларов, Япония – 4 млрд долларов, Россия – 3,7 млрд долларов, Чили – 2,6 млрд долларов, Бирма – 2,6 млрд долларов и Филиппины – 2,4 млрд долларов.

По одним и тем же странам часто приводятся совершенно различные показатели продаж. Например, на сайте FAO указано, что норвежский экспорт рыбопродукции составил в 2010 году 7 млрд долларов, а данные за 2008 год называют цифру в 2,1 млрд долларов: трудно согласиться с тем, что за два года норвежцы увеличили продажи почти на 5 млрд долларов (рост в 3,3 раза!). Такая же нестыковка по Таиланду: в 2010 году экспорт составил 6,5 млрд долларов, а двумя годами раньше – 1,4 млрд долларов (рост в 4,6 раза). Схожая история с Вьетнамом: 2010 год – 4,6 млрд долларов, 2008 год – 1,7 млрд долларов (хотя только в России в эти годы продажи пангасиуса упали со 125 тысяч тонн до 40 тысяч тонн).

Возможно, нестыковка объясняется «статистической неприкаянностью» аквакультуры. Данные о производстве акакультурной продукции, в принципе, достаточно точны, но данные о продажах аквакультурной продукции грешат приблизительностью. Эксперты FAO сами признают:«Аквакультура расширяется за счет новых видов, расширяется продуктовый ассортимент аквакультуры в ответ на запросы потребителей. Однако оценить масштабы торговли аквакультурной продукцией сложно, потому что в международной классификации, которая используется для подготовки статистики торговли рыбой, какого-либо различия между дикой и искусственно выращенной рыбой не проводится. По этой причине точная разбивка данных международной торговли на продукцию рыболовства и продукцию аквакультуры остается вопросом интерпретации».

Есть рабочая версия и о странных метаморфозах Дании и Испании (по некоторым оценкам FAO она тоже мелькнула в лидерах). Обе страны входят в Евросоюз, не исключено, что через них вывозится за рубеж продукция, произведенная в других странах Евросоюза. По крайней мере, с импортом так и происходит: Роттердам и Бремерхафен превратились в океанские «хабы» для азиатской рыбопродукции, распространяющейся по всей Европе.

И все-таки есть аксиомы, которые прочно и основательно обоснованы статистикой FAO.

Во-первых, происходит концентрация крупнейших игроков мирового рыбного рынка. В 1976 году десятка крупнейших экспортеров продала 4 млн тонн рыбопродукции на сумму 3,6 млрд долларов, в 2010 году на первую десятку приходится 15 млн тонн рыбопродукции на сумму 50,5 млрд долларов. Доля первой десятки в общем объеме выручки возросла, хотя физический объем продаж первой десятки по-прежнему составляет 26 – 27% общего рынка.

Во-вторых, привлекательность рыбопродукции как международного товара выросла. В 1976 году в международную торговлю поступало 25% мировой продукции рыболовства (15 млн тонн), сейчас почти 40% (55 млн тонн). Рыба преодолевает национальные границы, а цены на рыбопродукцию испытывают растущее воздействие ценовых колебаний на внешних рынках.

В-третьих, иерархия крупнейших экспортеров за тридцать лет изменилась не очень сильно, мировые лидеры рыбного рынка превратились в «закрытый клуб». В 1976 году десятка крупнейших экспортеров выглядела следующим образом: Вьетнам – 662,2 млн долларов, Перу – 654,7 млн долларов, СССР – 604 млн долларов, Индия – 371 млн долларов, Таиланд – 329 млн долларов, Норвегия – 290 млн долларов, Филиппины – 214 млн долларов, Мексика – 205 млн долларов, Бангладеш – 192 млн долларов, Китай – 126 млн долларов. За тридцать с лишним лет лидерские позиции утратили Мексика и Бангладеш, стремительно вырос Китай, а Россия потеряла «бронзу» мирового рыбного рынка.

Вот здесь самое интересное. Стало общим местом сравнивать советское прошлое с «лихими 90-мы». Не спорю с тем, что падение вылова водных биоресурсов, экономическое раздробление отрасли, вымирание глубокой переработки и уничтожение смежных с рыболовством отраслей произошло именно в 90-е годы. Все так.

Однако падение эффективности внешней торговли рыбопродукцией началось именно в позднесоветский период! Могу назвать точную дату – 1982 год. В 1981 году стоимость усредненной тонны советской экспортной рыбопродукции составляла 2 106 долларов, а в 1982 году она упала на треть – до 1 386 долларов, к 1985 году скатилась еще ниже – до 1 023 долларов. Всего за четыре года – с 1981 по 1985 год – усредненная цена тонны советской экспортной рыбопродукции сократилась вдвое!

Конечно, отчасти это был общемировой тренд – с 1981 по 1985 годы усредненная стоимость тонны рыбопродукции на мировом рыбном рынке снизилась на 20%. Почему? Именно в этот период начался «Большой скачок» мирового рыболовства. С 1981 по 1989 годы мировой вылов увеличился с 70,3 млн тонн до 89 млн тонн (на 26 процентов за восемь лет). Больше такое не повторялось никогда. Резкое увеличение вылова привело к появлению на мировом рынке гигантского объема рыбопродукции. В результате усредненная стоимость тонны рыбопродукции на мировом рынке упала с 1 521 доллара до 1 252 долларов. Однако к 1990 году лидеры мирового рыбного рынка отыграли падение: усредненная стоимость тонны рыбопродукции пошла вверх и достигла 1 902 долларов. К сожалению, советская рыбопродукция не вернулась в 1990 году на прежний уровень. Только в 1998 году российская экспортная продукция вернулась к позднесоветским показателям – 2 179 долларам, но эффективность продаж лидеров мирового рынка к тому времени была уже выше 2 500 долларов за тонну.

Именно в конце 80-х наша страна стала терять навыки эффективной торговли рыбопродукцией и привела к этому либерализация внешней торговли. Во второй половине 80-х годов лицензии на внешнеэкономическую деятельность стали выпекать как гамбургеры в McDonald’s, в отрасли профессионалов стали теснить коммерсанты. Хотя во главе Минрыбхоза оставалась сильная и грамотная команда – ее возможности жестко управлять предприятиями (а особенно продажами на внешнем рынке) быстро таяли. Хозяйственные эксперименты второй половины 80-х годов сыграли с рыбной отраслью (да и с советской экономикой в целом) злую шутку – как воздух свободы с профессором Плейшнером.

Парадокс, но в те же самые годы, когда СССР (а потом Россия) расширял конкуренцию во внешнеэкономической сфере – крупнейшие экспортеры рыбопродукции двигались в прямо противоположном направлении. В Норвегии, Вьетнаме и Китае, в Европе и Латинской Америке возникли и укрепились мощные экспортные объединения производителей рыбопродукции. Продажи перуанского анчоуса, американского минтая, норвежского и чилийского лосося, вьетнамского пангасиуса, датской креветки, исландской сельди стали управляться с помощью и при участии крупных объединений (пример – Норвежский совет по экспорту рыбы). За двадцать лет в большинстве стран мира наладили «пульты управления» продажами рыбопродукции на внешних рынках и благодаря этому создали «ценовую премию» для производителей. Ту самую «ценовую премию», из которой финансируется строительство суперсовременных траулеров, высокотехнологичных заводов и уникальные технологии переработки и доставки рыбопродукции.

В России такой системы управления экспортом рыбопродукции пока нет, и до тех пор, покуда экономические регуляторы будут игнорировать жестокие реалии мирового рыбного рынка и продолжать верить в умозрительные и прекраснодушные схемы абсолютно свободной и абсолютно конкурентной торговли на мировом рыбном рынке – до тех пор Россия не вернется в лидеры мирового рыбного рынка.

                П е р с о н ы

      

                    Герман Зверев,

президент Ассоциации добытчиков минтая

Источник: german-zverev.livejournal.com
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>