В Приморье предложено построить торгово-логистический центр
Минвостокразвития предложило построить в Приморье торгово-логистический центр, а на базе Приморского завода — создать центр с суммарной холодильной мощностью до 400 тыс. тонн. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Коммерсант.
Такие меры будут стимулировать рыбаков направлять уловы на внутренний рынок страны, что обеспечит национальную и продовольственную безопасность страны, полагают в министерстве. Участники рынка поддерживают планы властей и заявляют, что готовы «охотно включиться в их реализацию». Аналитики же напоминают, что просто вложить деньги в строительство — мало, большее внимание следует уделить созданию благоприятных, конкурентных условий для развития бизнеса.
Отправке рыбы, выловленной на Дальнем Востоке (аккумулирует порядка 70% от общероссийской добычи), мешают серьезные недостатки портовой инфраструктуры, рассказал на первом заседании Совета по природным ресурсам и охране окружающей среды при Минвостокразвития начальник отдела водных биологических ресурсов ведомства Сергей Лысенко. Он упомянул устаревшее оборудование, дефицит холодильных мощностей, складских помещений и рефрижераторных вагонов. Все это, по словам чиновника, «приводит к затовариванию рыбы на припортовых холодильниках в период путины» и резкому повышению тарифов со стороны контролирующих мощности структур.
Из-за сложившейся ситуации, по словам господина Лысенко, посредники «полностью управляют рынком Дальнего Востока», что, в конечном счете, стимулирует рыбопромышленников направлять улов на экспорт — в удобные иностранные логистические центры «на миллионы тонн» единовременного хранения, например, в Южной Корее. За январь-ноябрь 2012 года, по данным Минвостокразвития, экспорт рыбы и морепродуктов к аналогичному периоду 2011 года вырос на 3,7% в натуральном объеме и на 9,5% в стоимостном выражении (до $1,791 млрд), в структуре экспорта 89,96% приходится на свежую и мороженую рыбу.
В Минвостокразвития подсчитали, что по всему ДФО на данный момент действует припортовых холодильных мощностей на 96,8 тыс. тонн единовременного хранения. Из них порядка 40 тыс. тонн, согласно данным, прозвучавшим на совете, приходится на Владивосток и Находку, еще около 15 тыс. т — на порт Зарубино (все три расположены в Приморском крае). Вылов Приморья за минувший год оценивается в 800 тыс. т, Хабаровского края — 240 тыс. т (для сравнения, лидер ДФО Камчатка добыла, по предварительным данным, столько же, сколько два эти региона вместе — около 1,04 млн т).
Сергей Лысенко заявил, что Минвостокразвития включило в проект дальневосточной госпрограммы до 2025 года, которую на данный момент продолжает разрабатывать ведомство, несколько предложений, которые позволят улучшить ситуацию. Так, в Приморье предлагается построить торгово-логистический центр и аукционную площадку для продажи биоресурсов. Кроме того, на базе Приморского завода (Находка) Минсельхоз предлагает создать центр с суммарной холодильной мощностью до 400 тыс. тонн. Холодильники по 20 тыс. тонн предлагается построить в портах Хабаровского края — Ванино и Советской Гавани, а еще один, мощностью в 15 тыс. тонн, — в самом Хабаровске. Более подробные параметры проектов, как и их стоимость, в Минвостокразвития пока не раскрывают.
Отметим, что «дочка» Приморского завода ЗАО «Порт Восточные ворота-ПЗ» в октябре прошлого года анонсировала масштабную модернизацию и строительство с 2013 года нового угольного терминала с объемом перевалки угля до 1,5 млн т в год. Также в порту были начаты работы по дноуглублению акватории с 6,5 м до 8,7 м, по завершении которых порт сможет принимать к нескольким причалам суда дедвейтом до 12 тыс. т. По итогам 9 месяцев прошлого года порт обработал 363,8 тыс. т (в основном уголь), о каких-либо планах по увеличению обработки рыбы в порту пока не сообщали.
Планы властей по созданию торгово-логистического центра участники приморского рынка оценивают положительно. «Выгодное географическое положение края обязывает нас развивать логистику. Причем работать необходимо комплексно в нескольких направлениях»,— говорит коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев. По его мнению, внимание необходимо уделить увеличению пропускной способности портов — речь идет о создании новых холодильных мощностей, развитию транспортной инфраструктуры — так как существующая не справляется даже с текущими объемами. При этом господин Кодолев замечает, что для начала надо определиться, «на какой рынок мы будем работать» — внутренний рынок России или север Китая. От этого, по его словам, должна зависеть и «стратегия» развития торгово-логистического центра. Предлагаемую Минсельхозом суммарную холодильную мощность в 400 тыс. тонн участники рынка оценивают как «первоначальную». «Существующий объем нас, конечно, не устраивает. Особенно в период путины, когда трейдеры, пользуясь тем, что нам негде хранить уловы, а те, что все же хранятся, дорожают из-за прогрессивной системы хранения на холодильниках ежедневно, демпингуют рынок, предлагая нам за рыбу очень невысокую цену»,— рассказывает Константин Кодолев. По его мнению, предложенный министерством объем будет заполнен сразу же. «В дальнейшем потребуется его увеличение»,— говорит собеседник. Но, добавляет он, этот прогноз сбудется только при «разумной и адекватной тарифной политике». «Холодильники в ДФО, как и в зарубежных портах, должны стать свободной таможенной территорией с конкурентными тарифами за обработку и хранение грузов. Когда такие условия будут созданы, бизнесмены самостоятельно создадут здесь аукционную площадку по торговле рыбой и морепродуктами»,— заключил бизнесмен.
Аналитики уверены, что федеральные финансовые вливания должны идти только на создание качественной и современной инфраструктуры. «К рыбакам Дальнего Востока претензий по объему вылова нет. Другое дело, что привезти улов на российский берег очень проблематично, а в больших объемах — просто невозможно»,— говорит председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews Эдуард Климов. Он считает, что портовые комплексы, холодильные мощности — вот куда в первую очередь должны вкладываться государственные деньги. Одновременно с этим должны решаться и транспортные вопросы, считает он. «Комплексный подход должен затронуть обязательно сами «условия» для развития бизнеса — они должны быть комфортными, благоприятными, тогда коммерсанты начнут развивать берег и поднимать экономику региона самостоятельно»,— заключил эксперт.