Три кита российского рыболовства
Политэкономическая дискуссия о судьбе российской рыбной отрасли приобретает особую остроту. В «коридорах власти» (точнее в кабинетах власти) искрит от столкновений прямо противоположных точек зрения. Судя по происходящему, все, кто выступал в 2008 году против наделения рыболовных предприятий десятилетними квотами, хотят взять реванш. Возможно, я ошибаюсь, но обсуждение ключевых вопросов развития отрасли подменяется обсуждением «жареных» тем. Поэтому назову три главных вопроса. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на страницу в livejournal Германа Зверева.
Первый вопрос – это доступ к изначальному производственному ресурсу (водным биологическим ресурсам). Что он подразумевает? Он подразумевает: 1) законодательно установленный порядок и сроки наделения пользователей квотами или рыбопромысловыми участками; 2) порядок и регламенты государственного контроля за сохранностью ВБР; 3) систему научных исследований водных биоресурсов и её финансовое обеспечение.
Что мы имеем? С квотами по вылову водных биоресурсов в ИЭЗ России всё определено только до 2018 года, после 2018 года – полная неясность. В сфере государственного контроля за сохранностью ВБР отсутствует чёткое юридическое разграничение между намеренным браконьером и добросовестным пользователем, допустившим ненамеренное нарушение Правил рыболовства. Невнятное и отрывочное юридическое регулирование прибрежного рыболовства не устраивает ни участников рынка, ни контрольные органы, ни прибрежные регионы. Система научных исследований водных биоресурсов финансово обеспечена недостаточно для ресурсного обеспечения добывающих предприятий.
Итак, доступ к изначальному производственному ресурсу в настоящее время не имеет долгосрочного горизонта, а в прибрежном рыболовстве – изначальный производственный ресурс скоро вообще станет недоступен для большинства пользователей, покуда существует искажённое правовое регулирование прибрежного промысла. Величина изначального производственного ресурса может снизиться из-за недостаточного государственного финансирования научных исследований и безучастности бизнеса, и тогда все споры о «квотах под киль» покажутся схоластикой. Нечего будет осваивать!
Следовательно, у рыбопромышленного бизнеса нет долгосрочного доступа к изначальному производственному ресурсу.
Второй вопрос – это доступ к финансам. Что он подразумевает? Он подразумевает: 1) финансовую оценку изначального производственного ресурса отрасли – доли квоты добычи ВБР; 2) систему налогового регулирования как непротиворечивую и взаимоувязанную систему использования части природной ренты и создания льготных налоговых режимов в целях долгосрочного финансирования; 3) систему прямого государственного субсидирования долгосрочных инвестиционных проектов в рыбохозяйственном комплексе; 4) систему кредитного финансирования.
Что мы имеем? В настоящее время отсутствует порядок оценки и залога долей квот и они не влияют на капитализацию отрасли. В системе налогового регулирования существует «разрыв» – налоговое неравноправие между добытчиками и переработчиками, созданное усечённым налоговым режимом «Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)». Недоделанный Государственной Думой налоговый режим «ЕСХН» является одной из главных причин «серых» финансовых потоков в рыбной отрасли. Прямое государственное субсидирование долгосрочных инвестиционных проектов в рыбохозяйственном комплексе отсутствует, а печальная судьба отраслевой ФЦП не позволяет надеяться на исправление ситуации. Система кредитного финансирования в отрасли «заточена» на кредитование экспортных контрактов и «не видит» долгосрочные и высокорисковые проекты развития рыбопереработки (особенно в прибрежных регионах), а специализированные финансовые институты, аналогичные тем, что созданы в сельском хозяйстве, в рыбохозяйственном комплексе отсутствуют.
Итак, доступ к «длинным деньгам» существует только у крупных добывающих компаний и способствует консервации их сложившейся производственной специализации. Прямое государственное финансирование отраслевых проектов и участие государства в проектах ГЧП отсутствует. Существует разрыв между намерением предприятий строить промысловые суда и отсутствием у отечественных судостроительных компаний приемлемых технических и финансовых условий.
Следовательно, у рыбопромышленного бизнеса (большей его части) нет доступа к долгосрочным финансовым ресурсам.
Третий вопрос – это доступ к рынкам. Что он подразумевает? Он подразумевает: 1) нормативное регулирование технологий переработки, хранения и использования ресурсов; 2) расширение ёмкости рынков рыбопродукции в России и за рубежом за счёт целенаправленных действий самих рыбопромышленников; 3) снижение «логистического трения» для доставки рыбопродукции на российский рынок за счёт инфраструктурных проектов в портовом хозяйстве, транспортно-логистической сфере; 4) устранение правовых актов, создающих административные барьеры в системе оборота продукции, и искоренение соответствующих управленческих практик.
Что мы имеем? Система технического регулирования в виде непротиворечивой и полной нормативной правовой базы, административных процедур и электронного документооборота пока отсутствует. «Критические точки» (холодильно-складские объекты портовой инфраструктуры, специализированный подвижной состав) не финансируются и не включены в бюджетные планы государственных компаний. Существует сильная инерция бизнеса, которая тормозит дифференциацию продуктовой линейки и расширение рынков сбыта. На внешних рынках ниши с высокой добавленной стоимостью превратились в «заповедник прибыли» иностранных конкурентов и защищаются с помощью нетарифных барьеров, на внутреннем рынке административные барьеры создают высокие риски для бизнеса.
Следовательно, для рыбопромышленного бизнеса затруднён доступ в целые сегменты внутреннего и внешнего рынков.
Экономически внятные и юридически проработанные ответы на три главных вопроса и определят будущее российской рыбной отрасли. Влиятельный эксперт в области менеджмента Уильям Детмер как-то сказал:«На сложные вопросы всегда есть простые, понятные и НЕПРАВИЛЬНЫЕ ответы». Не хочется услышать такие ответы на три главных вопроса российской рыбной отрасли…