Цели достигнуты, экономические показатели растут, а бюджетные деньги сэкономлены
Андрей Крайний: Я бы хотел обратить внимание на оценку работы рыбохозяйственной отрасли, которую дали и Председатель Правительства, и Министр сельского хозяйства. Дмитрий Анатольевич и Николай Васильевич подчеркнули, что результаты растут стабильно за последние пять лет. Это не оценка нашей работы, а констатация ситуации, в которой сегодня находится отрасль. Мы получили колоссальный опыт. Это важно для преодоления проблем, вызовов и рисков, которые находятся впереди.
Эксперты, наши коллеги в Минэкономразвития говорят об ожидаемом росте мировых цен на продовольствие в долгосрочной перспективе. Касательно рыбы, полагаю, что в реальном выражении цены на морепродукцию будут расти выше уровня инфляции. Несмотря на значительное сокращение импорта, безусловно, мировой тренд окажет давление на российскую стоимость рыбы. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ФАР РФ.
Приступая к реализации государственной программы развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года, мы конечно же должны учитывать процессы в глобальной экономике. Это и реалии ВТО, и грядущее создание единого торгового пространства крупных игроков на всемирном рыбном рынке — США и Евросоюза с перспективой жесткого протекционизма, и замедление темпов экономического роста Китая, Индии… На этом фоне для России открываются хорошие возможности экспортного потенциала рыбной отрасли.
Мы потихоньку начинаем сближать интересы российских судостроителей и российских рыбаков. Может быть, первый позитивный сигнал в этом направлении – планы по строительству на Родине научно-исследовательских судов. В целом, говоря о рыбопромысловом флоте, мне кажется, нужно понимать два основных аспекта этой проблемы. Во-первых, в России никогда не строили серьёзные суда для рыбаков. Кстати, американцы и японцы тоже не обладают таким опытом. Сегодня серьезный рыбодобывающий флот строят только норвежцы и испанцы. Во-вторых, сотни судов стоят без работы. Наш флот не такой уж и старый. Он более свежий, чем, скажем в той же Америке или Японии. Другое дело, что флот надо модернизировать: менять промвооружение, двигатели, технологические линии по обработке рыбы и так далее. Думаю, прежде всего нужно сосредоточиться на этом направлении. Однако в любом случае, экономика будет определять, что и где строить, а не административное давление.
Нас упрекают в недоосвоении федеральной целевой программы… Однако на это можно взглянуть по разному. Цели-то достигнуты, экономические показатели растут, а бюджетные деньги фактически сэкономлены. Николай Васильевич Фёдоров в своём выступлении в Правительстве подчеркнул: «несмотря на некоторые недостатки в практической реализации ФЦП, особенно в части недоосвоения бюджетных средств, необходимо признать, что основные её индикаторы были выполнены, а предусмотренные меры государственной поддержки в целом дали положительный результат». Или как заметил в прошлом году бывший куратор рыбной отрасли Виктор Алексеевич Зубков, «отрасль оказалась не готова в полной мере использовать выделенные средства: то подрядчики недобросовестные, то суда не могут вовремя и качественно построить». Я бы даже добавил: скорее не столько сама отрасль, сколько управленческий аппарат, управленческий персонал. С 2003 г. мы не занимались капстроительством, и когда эта программа была принята, выяснилось, что ни в рыбводах, ни в теруправлениях сегодня нет ни отделов капитального строительства, ни людей, которые могут этим заниматься. Поэтому были допущены системные ошибки.
Вообще я убеждён, что главным мотором реализации любых проектов является эффективность, доходность бизнеса. Будет у рыбаков мотив разгружать рыбу на родной берег – будут разгружать именно на родной берег, будет у трейдеров мотив везти рыбу в центральные регионы – повезут именно в центральные регионы. Администрированием эти проблемы не решить.
На сегодняшний день хорошая новость заключается в том, что правительство приняло серьёзную госпрограмму. Ее реализация потребует более 90 млрд рублей. Это приличные деньги. А учитывая, что эту госпрограмму долгое время обсуждали и перекраивали вместе с представителями рыбацкого бизнеса, то и уверенности в её эффективную реализацию прибавляется.
Именно благодаря широкому обсуждению, в госпрограмме уделено внимание как раз на те позиции, которые у нас не то, чтобы забывались, но оставались на периферии.
Хочу обратить особое внимание на то, что в программе, кроме сложившегося в последние двадцать лет функционала Росрыболовства – промысел, воспроизводство, рыбоохрана во внутренних водоёмах, — впервые отрасль рассматривается целиком. Внимание — береговой переработке, созданию новых холодильных мощностей, аквакультуре… Безусловно позитивным в этом смысле должна стать интеграция с сельским хозяйством.
В целом, программа вселяет оптимизм и уверенность, что набранный темп экономического развития не только сохраниться, но и приобретёт дополнительные импульсы.