Вопрос о дрифтерном промысле расколол научное сообщество
Расследование скандальных «крабовых аукционов» в Приморье неизбежно приведёт к другому скандалу российского рыболовства – дрифтерному промыслу нерки (Oncorhynshus nerka – ценный объект промысла, относится к самым дорогим видам рыб из семейства лососёвых). Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Дейта.
По мнению экспертов, налицо очертания картельного союза добытчиков нерки, организованных в Ассоциацию научно-исследовательских и промысловых организаций по изучению запасов лососей северо-западной части Тихого океана (кратко Ассоциация дрифтерных судов исследовательского лова, АДИС), что могло привести к дефициту нерки дрифтерного промысла на российском рынке.
Идейным вдохновителем этого направления промысла являются ученые Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), с которыми на эту тему постоянно полемизировали их дальневосточные коллеги.
Как ранее сообщало ИА «Дейта», по мнению доктора биологических наук, профессора ТИНРО-Центра Вячеслава ШУНТОВА, ВНИРО является научным пропагандистом и даже лоббистом дрифтерного промысла лососей в российских водах. В свое время они вместе с заместителем министра в Минсельхозе, а затем президентом ВАРПЭ Александром РОДИНЫМ участвовали в создании Ассоциации дрифтерных исследований Дальневосточного региона и в 2004 году настаивали на необходимости увеличения дрифтерного вылова лососей
«Взгляды (и даже симпатии) лососевых специалистов на то, как это делать, с начала 1990-х годов разительно разошлись. Изначально большинство из них ориентировалось на так называемый дрифтерный мониторинг, который по существу представлял собой сетной промысел (в первую очередь нерки) с наблюдателями от институтов на борту промысловых судов. Идейным (точнее научным) вдохновителем этого направления был и остается ВНИРО», – говорится в докладе докторов биологических наук Вячеслава ШУНТОВА и Ольги ТЕМНЫХ, представленном 7-8 декабря 2010 года на Всероссийском совещании «Популяционная биология горбуши: прогнозирование, управление промыслом и воспроизводством».
В 2010 году ВНИРО для подтверждения своих позиций выпустил книгу «Справочные материалы….», (2010), в которую в основном были включены прежние публикации. На обложке книги, как эпиграф, присутствует утверждение: «Вершиной положительного использования дрифтерного лова является создание в России и успешно применявшаяся система оперативного регулирования численности и сроков промысловых подходов».
Как говорится в докладе, «приемлемую и полезную оперативную информацию дрифтерные наблюдения дают только по нерке, для промысла которой из-за ее повышенный коммерческой стоимости и организуется сетной промысел в российских водах».
Благодаря мониторингу подходов лососей в море посредством использования судов-дрифтероловов, контролирующих весь фронт миграции лососей от Чукотки до Южных Курил, российская рыбная промышленность владела уникальным инструментом управления лососевым промыслом, не имеющим мировых аналогов. Теперь мы лишены этого инструмента. Тем самым наша система управления отброшена на 15 лет назад. Вместо системы научного мониторинга мы получили дрифтерный промысел в чистом виде.
Как поясняют дальневосточные ученые, урожайность лососей закладывается в репродуктивный период, следует подчеркнуть важность сохранить нерестовый фонд лососей в чистом и неразрушенном состоянии. Дрифтероловам, перехватывающим камчатскую нерку в море, это, конечно, не очень важно.
Как утверждают дальневосточные ученые, из-за селективности сетей искажаются данные о размерном составе, а из-за длительного застоя сетей невозможно получить достоверную информацию о составе и величине рационов лососей. С экологических позиций при дрифтерном промысле невозможно получить широкую адекватную информацию о гидрологическом режиме, составу и биомассам зоопланктона и нектона (рыбы и кальмары). Здесь важно и то, что на промысловых судах вместо комплексных научных групп присутствует только ограниченное количество наблюдателей.
– Мы пропагандировали не промысел, а научные исследования, которые велись всеми институтами, включая ТИНРО-Центр, на судах Ассоциации дрифтерных исследований в течение 2004 по 2008 год, – пояснила доктор биологических наук, заведующая лабораторией биоресурсов морей Дальнего Востока ВНИРО Наталья КЛОВАЧ. – К переведению этого промысла в промышленный мы не имели никакого отношения, более того мы были против того, чтобы переводить этот улов в промышленный.
Как подчеркнула Наталья Кловач, мы ничего не пропагандировали кроме исследований. Те работы, которые вышли в результате этих исследований говорят сами за себя. С одной стороны, получены очень большие знания, с другой – показано, что в таких объемах, которых велся промысел тогда и даже ведется сейчас никакого ущерба, судя по растущим уловам лососей и главным образом нерки на Дальнем Востоке этот вид промысла не наносит. Если кто-то что-то нарушает, то не промысел тому виной, а те люди, которые нарушают и те которые не досматривают, контролируя. Любая человеческая деятельность в какой то степени разрушительна для дикой природы.
Между тем специалистами WWF и учеными ДВО РАН подсчитан достоверный ущерб от ведения специализированного промысла тихоокеанских лососей в ИЭЗ России дрифтерными сетями. Одним из негативных факторов этого вида промысла является неконтролируемый и неучитываемый прилов морских млекопитающих и птиц.
По мнению руководителя морской программы WWF Константина ЗГУРОВСКОГО, результаты исследований, проведенных при поддержке WWF показали, что в этих сетях гибнет тысячи морских птиц и млекопитающих. В 2008 году мы опубликовали отчет по нелегальному вылову лососей, который показывает, что дрифтерный промысел также вносит существенную лепту в поставку нелегальной продукции из России в страны Юго-восточной Азии, в процессе лова выбрасываются менее ценные виды рыб, таких как горбуша, кета, гибнет молодь лосося.
«Мы не против дрифтерного лова как одного из видов рыбацкого промысла. Он тоже имеет право на существование. Мы предлагаем, во-первых, ограничить лов прибрежной полосой, а во-вторых, укоротить сети, которые сегодня растягиваются на 50 км, до 1,5-2 км», – уточнил Константин Згуровский, подчеркнув, что давно назрела необходимость заинтересованным участникам собраться за круглым столом и дать объективную оценку промыслу тихоокеанских лососей дрифтерными сетями.
Ученые ДВО РАН оценили среднегодовой ущерб, который наносит стране дрифтерный промысел в результате прилова морских птиц и млекопитающих, в 265 млн. рублей.
По данным аппарата аудитора Счётной палаты, все российские участники дрифтерного промысла состоят в Ассоциации дрифтерных судов исследовательского лова. Сбытовая направленность этих компаний такова – 99% вылова они продают в Японию. В 2008 году – 17 тысяч тонн, в 2009 году – 20 тысяч тонн, в 2010 году – 22,7 тысяч тонн, в 2011 году – 27 тысяч тонн.