Задачи и перспективы рыбохозяйственной науки
Михаил Глубоковский, директор ВНИРО: Задачи и перспективы рыбохозяйственной науки
Научное обеспечение деятельности рыбного хозяйства является неотъемлемой составной частью системы государственного управления рациональным использованием водных биологических ресурсов. Выполнение государственных функций в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов невозможно без проведения ресурсных исследований и мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания, на которые в настоящее время затрачивается примерно 90% сил, средств и времени ученых. Об этом сообщается в статье директора ВНИРО М. Глубоковского на сайте Росрыболовства.
Сегодня перед отечественной рыбохозяйственной наукой стоит целый ряд важнейших задач, без решения которых невозможно надлежащее выполнение научными организациями отрасли своих функций и устойчивая работа самой отрасли. Эти задачи рыбохозяйственной науки, на мой взгляд, можно разделить на две группы:
1) консервативные исследования (которые мы выполняли ранее, и будем далее выполнять из года в год);
2) перспективные рыбохозяйственные исследования (для реализации которых надо применять новые научные подходы и методики).
Группа консервативных научных задач – это, в моем понимании: установление объемов общих допустимых уловов (ОДУ) и возможного вылова (ВВ) водных биоресурсов, мониторинг ВБР и среды их обитания, внесение изменений в правила рыболовства, установление ограничений рыболовства, исследования по аквакультуре, научное сопровождение международной рыбохозяйственной деятельности. Без решения перечисленных важнейших научных задач работа отрасли в существующем законодательном поле просто остановится. В то же время эти НИР для отраслевой науки стали рутинными: они отнимают много сил и времени, стоят львиной доли денег, но не требуют, как правило, революционных интеллектуальных прорывов или, как сейчас говорят, инноваций.
Вторую группу научных задач я называю перспективными рыбохозяйственными исследованиями. Они направлены на разработку инновационных проектов, которые в перспективе могут обеспечить получение новых знаний и технологий, что позволит совершить научный и управленческий прорыв в той или иной важной области национального рыбного хозяйства. Какие это области? Во-первых, промышленное рыболовство, включая обработку уловов и переработку ВБР. Во-вторых, такая социально и политически важная область рыбного хозяйства как рекреационное рыболовство. В-третьих, аквакультура. И, наконец, инструментарий и методология самих рыбохозяйственных исследований.
Чтобы не быть голословным, поясню сказанное на конкретном примере рыбохозяйственных НИР нашего головного института — ВНИРО. В 2013 году, не сокращая объемов традиционных исследований по первой группе задач и без увеличения госфинансирования, ВНИРО как самостоятельно, так и в сотрудничестве с бассейновыми институтами, начинает 19 инновационных исследовательских проектов второй группы. Одни проекты направлены на изучение структуры и динамики запасов основных объектов российского промысла — минтая Охотского моря, горбуши дальневосточного бассейна, камчатского краба Охотского моря, командорского кальмара Северной Пацифики, окуня моря Ирмингера.
Выбор данных объектов неслучаен. Они, с одной стороны, составляют основу российского промысла, как в валовом, так и ценовом выражении, а с другой – структура и динамика их запасов изучена настолько слабо, что не позволяет прогнозировать состояние с достаточной точностью. Для решения поставленных задач будет проведен анализ всех доступных на сегодня промыслово-биологических и климато-океанологических данных и проанализированы многочисленные (собранные в течение нескольких лет) выборки с использованием как традиционных, так и современных молекулярно-генетических и математических методов.
Другим перспективным направлением научных исследований мы считаем оценку резервных запасов донных рыб Баренцева моря (в первую очередь – трески), доступных для освоения ярусным промыслом. Решение этой задачи давно назрело – часть ресурсов донных рыб в Баренцевом море регулярно недоиспользуется, что представляет существенный резерв для развития и расширения отечественного промысла на Северном бассейне.
Мы предполагаем внести заметный вклад и в разработку научных основ государственного регулирования рекреационного рыболовства в Российской Федерации.
Есть в планах ВНИРО и инновационные проекты по научному инструментарию. Например:
- разработка научно-технических требований и критериев к техническим средствам, обеспечивающим наиболее эффективное осуществление экспедиционных судовых исследований водных биоресурсов;
- разработка унифицированной базы данных, интегрированной с ГИС, для информационной поддержки ресурсных рыбохозяйственных исследований;
- разработка экспресс-методов оценки запасов водных биоресурсов в морских экосистемах судами рыбопромыслового флота;
- разработка экспресс-методов оценки запасов водных биоресурсов и состояния среды их обитания в пресноводных экосистемах мобильными лабораториями;
- разработка рекомендаций по инновационным технологиям первичной обработки уловов и безотходной переработке водных биоресурсов в связи с вступлением России в ВТО и подготовкой профильного Технического регламента Таможенного Союза Россия-Казахстан-Беларусь.
Полагаю, что необходимо подумать и о том, как соблюсти разумный баланс между геополитическими интересами России в Мировом океане и интересами рыбохозяйственной отрасли за пределами нашей ИЭЗ. Я имею в виду сосредоточение основных усилий рыбохозяйственной науки, прежде всего, на районах традиционного советского и российского рыболовства, которые отличаются важным геополитическим и (или) промысловым значением (это в первую очередь Северная Атлантика – конвенционные районы НЕАФК и НАФО, а также ЦВА, ЮТО, Антарктика, Восточная Арктика, Каспий).
Возможно, что не все перечисленные мною проекты ВНИРО смогут обеспечить качественный прорыв в важных областях научных знаний – на то это и инновационные проекты. Однако мы уверены, что именно такого рода перспективные исследования способны задать правильное направление, в котором должна двигаться рыбохозяйственная наука в ближайшие годы. В данном вопросе важно соблюдать баланс сил и средств, направляемых на консервативные и перспективные проекты. Оптимальное соотношение, на мой взгляд, 80 консервативных на 20 перспективных.
Перспективы развития рыбохозяйственной науки до 2020 года определены утвержденной Правительством РФ Концепцией развития рыбохозяйственной науки, реализация которой невозможна без решения целого рада проблем. При этом часть проблем можно обозначить, как внешние, которые должны решаться на федеральном уровне:
- совершенствование нормативно-правовых основ научного обеспечения рыбохозяйственного комплекса, в части, касающейся научных квот и многократного пересечения границы НИС;
- обеспечение необходимого по объему и гарантированного в долгосрочной перспективе бюджетного финансирования научно-исследовательских организаций с учетом инновационного пути развития отраслевой науки;
- строительство новых научно-исследовательских судов и развитие приборной базы рыбохозяйственных исследований за счет средств федерального бюджета.
Другие проблемы могут быть решены с помощью организационных мероприятий на внутриотраслевом или межведомственном уровне:
- интеграция отраслевой науки и образования, создание научно-образовательных центров для эффективной подготовки и повышения квалификации кадров рыбохозяйственной сферы, в том числе для отраслевой науки;
- интеграция отраслевой науки с академической и вузовской наукой, реализация совместных проектов, создание временных коллективов;
- возрождение межведомственной ихтиологической комиссии;
- создание отделения рыбохозяйственных наук в профильной Государственной академии наук;
- разработка межведомственного плана мероприятий обеспечения качества и безопасности водных биологических ресурсов и продукции из них для создания соответствующей системы мониторинга;
- разработка межведомственного плана мероприятий по обеспечению рыбохозяйственного комплекса сырьевыми ресурсами;
- создание инновационных научно-производственных рыбохозяйственных объединений, генно-инженерных центров и бизнес-инкубаторов;
- создание долгосрочной программы научно-исследовательских работ (на 2015-2020 годы) и реформирование организационно-правовой формы и хозяйственной деятельности отраслевых научных организаций.
Отдельно хотелось бы остановиться на утвержденной Государственной программе «Развитие рыбохозяйственного комплекса» на 2013-2020 годы (исполнители Минсельхоз и Росрыболовство, с участием «Росатома»), которая будет в ближайшие годы определять развитие рыбной отрасли страны в целом и рыбохозяйственной науки в частности.
Целью данной программы является обеспечение перехода от развития экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства, рационального использования водных биологических ресурсов, внедрения новых технологий и обеспечение глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.
Программа предусматривает два сценария достижения конечных результатов при ее реализации — базовый и оптимальный, которые различаются по основным показателям и индикаторам развития рыбохозяйственного комплекса, так и по привлекаемому госфинансированию.
Базовый сценарий характеризуется следующими показателями:
– объем добычи водных биологических ресурсов увеличится к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) на 9,4% и составит 4 460 тыс. тонн (против 4 040 тыс. тонн в 2011 году);
– объем производства продукции аквакультуры увеличится к 2020 году на 6,7% (по отношению к уровню 2011 года) и достигнет значения 150 тыс. тонн (против 140 тыс. тонн в 2011 году);
– прирост выпуска ценных видов водных биоресурсов в естественные водоемы и водохранилища (к уровню 2011 года) увеличится на 4,6%, что будет способствовать поддержанию естественных популяций промысловых видов рыб на минимально допустимом уровне;
– степень переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) составит 35%;
– число нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) снизится в 1,75 раза (с 145 269 единиц в 2011 году до 82 840 единиц в 2020 году);
– число аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) сократится в 1,8 раза (с 72 единиц в 2011 году до 40 единиц в 2020 году);
– производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) увеличится на 10,6%и составит 3 865 тыс. тонн;
– доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынкек 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) закрепится на уровне 68,2%;
– доля граждан, удовлетворенных качеством оказания государственных услуг, в общем количестве граждан, обратившихся за государственными услугами, вырастет до 95%;
– производительность труда (к уровню 2011 года) составит 37%;
– среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов населениемРоссийской Федерации к 2020 году составит 22,7 кг.
В оптимальный сценарий заложены следующие показатели:
– объем добычи водных биологических ресурсов увеличится к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) на 34,4% и составит 6 156 тыс. тонн(против 4 040 тыс. тонн в 2011 году);
– объем производства продукции аквакультуры увеличится к 2020 году на 65,9% (по отношению к уровню 2011 года) и достигнет значения 410 тыс. тонн (против 140 тыс. тонн в 2011 году);
– прирост выпуска ценных видов водных биоресурсов в естественные водоемы и водохранилища (к уровню 2011 года) увеличится на 9,4%, что будет способствовать поддержанию естественных популяций промысловых видов рыб на оптимальном уровне;
– степень переработки водных биоресурсов за счет внедрения безотходных технологий к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) достигнет 80%;
– число нарушений законодательства в области рыболовства, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) снизится в 1,9 раза (с 145 269 единиц в 2011 году до 76 000 единицв 2020 году);
– число аварийных случаев с судами рыбопромыслового флота к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) сократится в 1,95 раза(с 72 единиц в 2011 году до 37 единиц в 2020 году);
– производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных к 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) увеличится на 34,3%и составит 5 255 тыс. тонн;
– доля отечественной пищевой рыбной продукции на внутреннем рынкек 2020 году (по отношению к уровню 2011 года) достигнет 85%;
– доля граждан, удовлетворенных качеством оказания государственных услуг, в общем количестве граждан, обратившихся за государственными услугами, вырастет до 95%;
– производительность труда (к уровню 2011 года) составит 70%;
– среднедушевое потребление рыбы и рыбопродуктов населением Российской Федерации к 2020 году увеличится до 28 кг.
Отраслевая наука, безусловно, выступает за оптимальный сценарий реализации Госпрограммы: именно в этом случае мы будем решать амбициозные научные задачи, получим необходимое финансирование исследований и разработок, у науки появится серьезная перспектива.
И последнее, о чем хотелось бы сказать – это кадровая проблема. Одной из важнейших составляющих реализации любых масштабных планов является воспроизводство квалифицированных научных кадров, обеспечение преемственности научных поколений для передачи опыта.
Реализация Госпрограммы по «оптимальному» сценарию позволит, в том числе, существенно повысить квалификацию научных кадров, а именно: довести долю докторов наук, работающих в отрасли, до значения не менее 9% от всех научно-технических работников, а долю кандидатов наук – не менее 45%. В результате, более половины специалистов рыбохозяйственных НИИ будут иметь ученую степень и быть способными на инновационные разработки.
В случае реализации Госпрограммы по «базовому» сценарию, российская рыбохозяйственная наука обречена на застой и утерю конкурентоспособности. Следствием этого будет существенное усиление угроз продовольственной и национальной безопасности России.