75 лет Мурманской области: промысел от прибрежки до дальних районов
28 мая Мурманская область отпразднует 75 лет. Вместе с ней отметит 75-летний юбилей в 2013 году и Почётный гражданин Мурманской области, Заслуженный работник рыбного хозяйства России, южанин, приехавший на Кольский Север по распределению в 1957 году и до сих пор не порвавший с ним узы, Вячеслав Константинович Зиланов. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на Nord-News.
«Более двух веков Мурманская область в ныне существующих границах относилась к Архангельской губернии, - напоминает Вячеслав Константинович. - В 1927 году советская власть посчитала целесообразным присоединить Мурманский уезд к Ленинградской области, где он благополучно и состоял до 28 мая 1938 года. 75 лет назад Мурманская область стала самостоятельным регионом. С этой даты и начинается новое исчисление в летописи Кольского Заполярья.
Два столетия назад и в начале прошлого века рыбная промышленность была основой экономики нынешней Мурманской области. И только после становления этого сектора экономики стали развиваться другие виды промышленности, включая горнорудную, энергетическую, химическую, металлургическую.
Конечно, развивая наш регион, советское правительство уделяло особое внимание и военно-промышленному комплексу, играющему здесь оборонное значение. И не надо забывать, что Мурманск в составе РФ - это единственное «окно» в Европу и Мировой океан. В России все порты - замерзающие, за исключением южных. Но черноморские порты имеют особенность в виде проливов Босфор и Дарданеллы, которые как бы закупоривают свободный выход судов. Балтика, кроме того, что она в сезонный период замерзает, тоже представляет собой «горло» по выходу наших кораблей в Мировой океан. Единственный порт, который не замерзает и имеет выход в западном направлении, это Мурманск. Дальневосточные порты выходят в совершенно другую часть Мирового океана. Промышленное, рыболовное, стратегическое значение Мурманской области остаётся очень важным. К сожалению, родное правительство этот факт в последнее время как-то стало подзабывать.
Мурманский траловый - первый
Акцентируя внимание на рыбной промышленности, я бы хотел напомнить, что перед приобретением Мурманской областью самостоятельности здесь развивалось прибрежное рыболовство и лов в восточных районах Баренцева моря. Мурманский траловый флот, зародившийся в 1920 году, составлял костяк рыбной промышленности региона. В 1937-38 годах траулеры работали на угле, но это не мешало экипажам добиваться высоких результатов в труде, поддерживая трудовые начинания, как тогда говорили.
Приведу пример, очень характерный для того периода. В 1937 году РТ-29 (рыболовный траулер) «Киров», где капитаном был Стрельбицкий Андрей Иосифович, впервые добился вылова 6 тысяч 200 тонн трески и пикши за год, находясь в море 318 суток. Это мировой рекорд для судов класса РТ, до сегодняшнего дня он никем не побит.
В довоенные годы Мурманская область добывала не такое уж большое количество рыбы - 250-300 тысяч тонн трески и пикши вместе с сельдью, которую ловили в прибрежных губах и заливах, где работали так называемые запорные хозяйства. Когда сельдь заходила в губы и заливы, выход ей перекрывали и черпали столько, сколько можно было взять. К сожалению, в 30-х годах прошлого века запорная сельдяная путина провалилась - рыба не подошла к берегам в массовом количестве. И тогда промыслом сельди стал заниматься траловый флот. Других флотов, кроме Беломорской запорной базы по лову прибрежной сельди, не было.
Правительство в лице Анастаса Микояна, который был тогда заместителем председателя Совнаркома, с директивой, полученной от Сталина, начало развивать сельдяной промысел в Баренцевом море. Группа судов МТФ в предвоенные годы открыла так называемую шпицбергенскую сельдь. На дрифтере «Рында» (морское судно для лова дрифтерными сетями, задерживающими прикоснувшимся к ним рыб, когда судно дрейфует) мурманские рыбаки впервые вышли в район западного Шпицбергена и обнаружили огромное количество сельди. Это было начало массового сельдяного промысла. Группа специалистов ПИНРО во главе с профессором Марти - это Мантейфель, капитан Корольков и экономист Михайлов - за это открытие были удостоены Сталинской (Государственной) премии. Это первое открытие в рыбной промышленности Мурманской области, отмеченное столь высокой наградой.
Мурманчанин - и рыбак, и воин
В военные годы траловый флот и вся рыбная промышленность Кольского полуострова решала двуединую задачу: военную и экономическую. Большая часть тральщиков была передана в ведение Северному флоту. Кстати, знаменитый своими рекордными выловами тральщик «Кировск» получил бортовой номер ТЩ-38 и во время Великой Отечественной войны сопровождал караваны судов по ленд-лизу на участке от мыса Норд-Кап до Кольского залива, всего провёл 15 караванов. Кроме того, он очищал фарватеры от мин - снял 20 мин, и отражал атаки вражеской авиации, самолёты которой взлетали, как правило, с норвежской территории. Сразу же после войны ТЩ-38 вернул своё прежнее название РТ-29 «Кировск» и под руководством известного на Севере капитана Константина Лаврентьевича Буркова вышел в свой первый рейс. В 1947 году за 16 рейсов в Баренцевом море, отработав на промысле 309 суток, он добыл 6 тысяч тонн трески и пикши, чуть-чуть не дотянув до довоенного рекорда. Но, тем не менее, это тоже - рекорд, который не был превзойдёт за весь послевоенный период.
Что касается тех тральщиков, что не были взяты на вооружение Северным флотом, то они под огнём и в абсолютной темноте, чтобы скрыть своё местонахождение от врага, снабжали армию и флот рыбой. Многие из моряков погибли, и та стела, что стоит сейчас у здания управления Мурманского тралового флота, - это память о погибших тралфлотовцах.
В годы Великой Отечественной войны трое рыбаков было удостоены звания Героя Советского Союза, один из них дважды - Александр Осипович Шабалин. Двое других -героев - Анатолий Фёдорович Бредов и Иван Михайлович Сивко.
Севрыбпромразведка и ПИНРО рыбаку в помощь
В 1938 году впервые была образована рыбопромысловая разведка на Мурмане. Эта уникальная организация тоже создавалась по указанию правительства, и первым начальником её стал известный капитан Андрей Филиппович Таран. В её составе уже в год основания была и авиаразведка, которая вела разведку косяков сельди с гидросамолёта, что базировался в Кольском заливе.
В послевоенный период направление развития нашей рыбной промышленности шло по пути совершенствования судов, орудий лова, береговой переработки, расширения территории рыбного порта и освоения новых районов. Тогда была освоена банка Демидова, что находится в 300 милях севернее входа в Кольский залив. Она названа так в честь известного капитана Демидова. На западе Баренцева моря шло освоение Копытовского района, названного так в честь капитана Копытова Степана Дмитриевича, который затем работал в промысловой разведке. И я вспоминаю, когда приехал в Мурманск в 1957 году по направлению из рыбопромышленного техникума для работы на судах Севрыбпромразведки. Позднее мне посчастливилось сидеть в управлении этой организации в одном кабинете со Степаном Дмитриевичем, этим удивительным человеком. Многие почему-то думают, что район Копытова он открыл сам, будучи капитаном. Но это не так. Степан Дмитриевич внимательно изучал те планшеты, которые ему привозили капитаны с западных районов Баренцева моря, и пришёл к выводу, что от Медвежки на юго-запад должны быть банки поднятия шельфа, там находится рыба. И действительно, в один из рейсов в этом районе был обнаружен окунь, и банка была названа в честь Копытова.
Западный и южный районы Шпицбергена вообще во многом связаны с исследователями из ПИНРО. Тамара Симоновна Бергер, известный исследователь, постоянно ходила в море и давала рыбакам прогнозы вылова рыбы. А такой выдающийся учёный как Травин Валентин Иванович описал новый вид окуня районов Медвежки и Копытова, этот окунь был назван именем Травина.
С кормы производительнее, чем с борта
После войны шло развитие тралового флота, с парового угля суда были переведены на жидкое топливо. Затем осознанно начали строить суда с кормовым тралением, инициатором этого метода был капитан Кир Александрович Патон. В последние годы он также работал в Севрыбпромразведке, и с ним мне тоже довелось общаться. Удивительно мягкий, тонкий, интеллигентный человек с большим багажом капитанских знаний. И вот он в 1949 году приходит к выводу, что добывать рыбу производительнее не бортовым способом, а кормовым. Это была совершенно новая идея, которую поначалу приняли в штыки. Впервые о ней Патон написал в областной партийной газете «Полярная правда», что послужило основанием для строительства новой серии судов кормового траления на западногерманской судостроительной верфи «Ховальд Верке» в Киле. И это, заметьте, в период «холодной войны».
Первым пришёл в Мурманск траулер «Пушкин», мурманские рыбаки принялись осваивать новую технику. Не всё протекало гладко поначалу: очень долго осуществлялся подъём трала по слипу - были опасения, что сеть намотается на винт двигателя. Хотя теоретических разработок и практического опыта для кормового траления было достаточно. Не удовлетворяли рыбаков и установленные лебёдки. Модернизация флота наряду с освоением новой техники шла постепенно, настойчиво, с большими трудностями. Наработки, проведённые на головном судне «Пушкин», потом были усовершенствованы на других судах этой серии, которая была «писательской» - «Добролюбов», «Некрасов», «Островский». Вот настолько романтично, поэтично и патриотично в то время относились к названиям судов. Эта серия дала новый всплеск развитию рыбной промышленности, и флот вышел из Баренцева моря в дальние районы промысла.
Далеко, за новой рыбой
Сначала, робко, тралфлот двинулся на банку Розенгартен, которая находится между Исландией и Фарерскими островами. Затем - на северо-запад, и на БМРТ «Свердловск» впервые, в 1956 году, министр рыбного хозяйства Александр Ишков пересёк Атлантический океан, следуя с официальным визитом в Канаду. На банке, южнее мыса Флемиш-Кап, рыбаки обнаружили запасы окуня. Это место назвали банкой Свердлова, в последующем туда были направлены промысловые суда. Так начал развиваться северо-запад океана.
За Флемиш-Капом, Большой Ньюфаундлендской банкой последовали Южный Лабрадор, Средний Лабрадор, Северный Лабрадор, Канадо-Гренландский порог и вся Гренландия. Таким образом рыбаки Мурмана стали пионерами в освоении этого района.
Победы давались очень тяжело. Сначала рейсы были автономные. Траулеры типа «Пушкин» брали на борт 610-700 тонн рыбы, а затем возвращались обратно в порт Мурманск. Это было непродуктивно, и тогда мурманчане опробовали перегруз в море - перегружали на плавбазы с судов типа БМРТ. Опыт сельдяной экспедиции в Норвежском море уже был - тогда сельдь перегружали на плавбазу с судов типа СРТ (средний рыболовный траулер). Эту идею поддерживал опытный и уважаемый руководитель рыбной промышленности Мурманской области Анатолий Иванович Филиппов - бывший капитан, а затем - руководитель главка «Севрыба». Удивительный хозяйственник - твёрдый, решительный, не ретроград. По его инициативе развивалось строительство южных причалов рыбного порта, была создана нефтебаза.
После развития перегруза с БМРТ на плавбазы суда стали ходить уже не по одному рейсу, а сразу на три рейса подряд, по 150 судосуток каждый. После этих районов с помощью специалистов ПИНРО и промразведки суда двинулись дальше - на Ново-Шетландский шельф и банку Джорджес, что недалеко от США.
В Америку, Африку, Аргентину
В 1958-59 годах мы впервые пересекли Атлантику на судах типа СРТ дрифтерного промысла, с экипажем 22-24 человека, топлива хватало на 20-25 суток. Два таких судна, «Анчоус» и «Профессор Сомов», под руководством начальника сельдяной разведки Георгия Филимоновича Шаповалова впервые пересекли Атлантический океан с пополнением топлива от проходящих танкеров и вышли на банку Джорджес. Почему они туда пошли? Дело в том, что Георгий Филимонович во время войны был штурманом и гонял туда суда типа «Либерти», которые перевозили военные грузы и продовольствие по ленд-лизу в Мурманск. Шаповалов в прошлом был керченский рыбак и заметил, что на банке Джорджес канадские и американские рыбаки ловят сельдь. В послевоенные годы он убедил руководство рыбной промышленности в том, что нужно идти к берегам США и ловить там сельдь. Ведь обстановка в Норвежском море на вылове сельди в какое-то время может оказаться неблагоприятной. Я тоже участвовал в первой экспедиции и помню, как Георгий Михайлович Бородулин, начальник Мурмансельди, очень тщательно изучал сводки по утрам. Однажды он очень удивился, когда обнаружил два судна, находящихся на промысле севернее Азорских островов вместо того, чтобы быть в Норвежском море. Запрашивает радиограммой: «Вы не перепутали координаты»? Георгий Филимонович отвечает, что выполняет указание Министерства рыбного хозяйства. Бородулин был шокирован: как два таких маленьких судёнышка могли пересечь Атлантический океан? Но мы пересекли, обнаружили и ловили там сельдь, после чего туда были снаряжены ещё три экспедиции. В районе банки Джорджес был объявлен промышленный лов сельди судами количеством до 350 единиц, в ходе лова там обнаружили ещё хек - рыбу, хорошо известную хозяйкам того времени.
О большом количестве советского рыбопромыслового флота у банки Джорджес рассказывает то ли байка, то ли быль. Говорят, когда Хрущёв посетил Соединённые Штаты, то американский президент Дуайт Эйзенхауэр пригласил его посмотреть Лонг-Айленд - остров в Атлантическом океане, что находится в устье реки Гудзон, на юге штата Нью-Йорк. Дело было ночью, и Никита Сергеевич, увидев вдалеке огромное количество огней, спросил: «Что это за город»? На что президент США ответил: «Это ваша Красная площадь - рыболовные суда». Можно себе представить, какой это был объёмный промысел. Там наши суда добывали до 400-500 тысяч тонн рыбы, 50-60% из которых приходилось на долю мурманских рыбаков.
С промыслом в западной части Атлантического океана связан непосредственно лов у берегов Африки. Один из инициативных капитанов Вячеслав Иванович Закургаев (в последствии - начальник МТФ, в первые послевоенные годы ставил рекорды при промысле трески в Баренцевом море, осваивал разноглубинный промысел сельди в Норвежском море) вышел к западным берегам Африки на промысел ставриды, сардины, сардинеллы и скумбрии. Мурманские рыбаки и тут были одними из первых.
Здесь тоже можно вспомнить анекдотичный случай с Никитой Сергеевичем Хрущёвым, когда он посетил Мурманск, взглянул на карту и спросил: «А вы что, и в Африку на промысел ходите»? Отвечал один из известнейших капитанов на Мурмане Кавалеров: «Да, ходим». Хрущёв был озадачен: «Зачем же вам туда ходить? Расстояние же от Аз-Черрыбы (Азово-Черноморский бассейн) короче». И ни за что не хотел верить, что расстояние от Черноморья и от Мурманска до Африки почти одинаковое. Дело в том, что широтная «растяжка» увеличивает зрительное расстояние, а фактическое получается одно и то же. Однако Хрущёв принял решение о том, что мурманские рыбаки должны вести промысел от пролива Кабота до Ла-Манша, а южнее станет работать балтийская и южная промразведка и рыбаки. Вот что значит, принимать политическое решение с незнанием тонкостей рыбного дела.
И сейчас нигилизм, непрофессионализм наверху ведёт к принятию неправильных решений для практиков.
Несмотря на запрет, наши рыбаки всё же организовали рейс на Джорджес-банку - это сделал БМРТ «Жигулёвск» под командованием Фёдора Фёдоровича Мизгирева. Рыбаки набрали груз, на Кубе его выгрузили, а затем пошли вдоль берегов Бразилии и Аргентины. Так «Жигулёвск» открыл на аргентинском шельфе скопления хека и другой рыбы. В этом же районе работало судно «Белогорск» Атлант НИРО и Западной промразведки, с которым у северян шло соревнование. Наши выиграли. Этот район промысла, к сожалению, пришлось оставить, после объявления в конце 70-х годов экономических зон прибрежными государствами.
Здесь я тоже вспомню одну байку. В Аргентину ушла серия ППР (промыслово-производственный рефрижератор) - «художников» типа «Рембрант», построенных в Голландии. «Павловск», где капитаном был Манихин, как-то выбивался из этой серии. Аргентинские военные корабли обвинили экспедицию в нарушении 200-мильной экономзоны, и начался захват судов. А «Павловск» ушёл от преследования. Был такой «Генерал Бельграно» - лёгкий крейсер военно-морских сил Аргентины, потопленный, кстати, в мае 1982 года британской подводной лодкой в ходе Фолклендской войны. Он и упустил «Павловск», который, воспользовавшись туманом, ушёл. Тогда правительство Аргентины издало декрет о задержании «Павловска» и капитана Манихина, где бы они не находились, с какой бы целью в аргентинские порты не пришли.
Так что «Электрону» и капитану Яранцеву, удравшему от норвежской береговой охраны в начале 2000-х, было у кого поучиться.