Правительство России выделило 6 млрд. рублей на реконструкцию четырех научно-исследовательских судов
Выделение средств на реконструкцию научно-исследовательских судов вселяет надежду на усиление геополитических позиций России. Правительство выделило долгожданные учеными 6 млрд рублей на реконструкцию четырех научно-исследовательских судов «Академик Александр Карпинский», «Профессор Логачев», «Геленджик» и «Южморгеология». Благодаря этим судам были сделаны многие важные научные открытия, обнаружены запасы сырья в Мировом океане и в Антарктике. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на expert.ru.
После реконструкции российские ученые смогут расширить свои исследования, что является для России стратегической задачей. Российский научный флот давно технически и морально устарел, что автоматически ослабляет наши позиции в Мировом океане. И не только с точки зрения интересов научных, поскольку многие страны рассматривают свою исследовательскую деятельность в Антарктике в контексте геополитическом, дабы не упустить возможность поучаствовать в будущем территориальном разделе. Если же чиновники Минприроды не проявят расторопность, есть риск, что некоторые суда и в этом году останутся без модернизации. Например, ремонт «Академика Александра Карпинского» ранее уже неоднократно срывался из-за позднего перечисления средств. Чтобы успеть освоить выделенные средства до конца года, полярникам, владельцам судна, уже сейчас надо проявить чудеса управления.
Мимо цели
Выделенные Федеральному агентству по недропользованию (Роснедра, находится в ведении Минприроды) средства будут потрачены на проектирование и реконструкцию четырех научно-исследовательских судов, а также создание базового кернохранилища Федерального фонда кернового материала, палеонтологических и литологических коллекций и коллекций видов нефти. Общая сумма до 2017 года – 5,9 млрд рублей, из которых 870 млн должны быть потрачены уже в этом году. Обновление исследовательского флота предусмотрено ФЦП «Мировой океан» и «Стратегией развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу». Ученые давно, с момента принятия стратегии в 2010 году, ждали выделения средств на ремонт своих кораблей и обновление их оборудования.
Впрочем, надо сказать, что в 2010 году средства на модернизацию «Академика Александра Карпинского» были выделены, но из-за различных бюрократических проволочек и нормативных нестыковок так и не дошли до адресата. Более того, Минфин по просьбе Роснедр перенаправил предназначенные владельцу судна 536 млн рублей на другую статью расходов – «геолого-разведочные и другие работы в области геологического изучения недр». Роснедра объясняли это с «ситуацией в результате проведения конкурсных процедур». Судя по всему, вовремя не смогли организовать конкурс. ФГНПП «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» (ПМГЭ), собственник судов «Академик Александр Карпинский» и «Профессор Логачев», не дождалось финансирования ни в 2011-м, ни в 2012 году. Точнее, в прошлом году деньги получили, но вынуждены были вернуть назад.
«Нам их перечислили уже в ноябре, у нас физически не было времени успеть их освоить до конца года, как того требует закон, потому и пришлось вернуть, чтобы никто не сел в тюрьму, – сообщил "Эксперту Online" Валерий Масолов, начальник Антарктической геофизической партии при ФГНПП "Полярная морская геологоразведочная экспедиция". – Сейчас мы, конечно, очень рады выделенным средствам, но они опять же поступят в августе. А еще надо успеть провести конкурс, потом продавцы оборудования заявляют, что поставки будут осуществляться не менее трех месяцев. Плюс установка, ремонт самого судна. Вот сколько у нас остается времени? Мы без сна и отдыха сейчас здесь работаем, но освоить до конца года будет сложно».
НИС «Академик Александр Карпинский» (1984 год постройки) проводит сейсмические исследования методом общей глубинной точки и корреляционным методом преломленных волн. Это дает ученым информацию об основных свойствах изучаемой среды: мощности осадочного чехла, характере фундамента и глубине его залегания, скоростных параметрах среды.
С помощью судов «Академик Александр Карпинский» и «Профессор Логачев» ПМГП открыты и изучены месторождения полиметаллов, золота, олова в Арктике, комплексные полиметаллические золотосеребряносодержащие руды и поля железомарганцевых конкреций в Тихом и Атлантическом океанах. Кроме того, были получены обширные материалы для решения фундаментальных вопросов в области наук о Земле.
«Очень рад за наших геологов, которые с 2002 года просили средств на реконструкцию и модернизацию своих судов, – сообщил "Эксперту Online" Вячеслав Мартьянов, заместитель начальника Российской антарктической экспедиции и один из разработчиков "Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике". – У "Карпинского" давно назрели проблемы, поскольку судно далеко не новое и корпус у него уже не позволяет заходить в лед, поэтому его исследовательские возможности ограничены. Но о строительстве нового ледокольного судна все молчат. В России пока построено только одно новое исследовательское судно – "Академик Трешников". Но пока в эксплуатацию не ввели, там судостроители не могут что-то доделать».
Справка
Федеральное государственное научно-производственное предприятие «Полярная морская геологоразведочная экспедиция» основана в 1962 году. Сфера деятельности – комплексные геолого-геофизические исследования в Арктике (на шельфах и островах арктических морей), в Мировом океане, в Антарктиде, на акваториях внутренних водоемов и мониторинг окружающей среды. ПМГРЭ проводит поиск различных видов минерального сырья, так же как и затонувших объектов, на континентальных шельфах и в абиссальных зонах Мирового океана. Одним из главных направлений деятельности является проведение морских сейсмических работ. ПМГРЭ также принимает участие в различных инженерно-геологических и экологических проектах, различных исследованиях, проводимых по заказу российских и зарубежных организаций. ПМГРЭ располагает собственными специально оборудованными судами НИС «Профессор Логачев» и НИС «Академик А. Карпинский» с большой автономностью плавания, базирующимися в порту Санкт-Петербурга.
Расплата за предоплату
После выделения правительством средств на программу модернизации судов горячая пора настала и в Государственном научном центре «Южморгеология» (владелец НИС «Геленджик» и «Южморгеология»).
«Эта реконструкция важна и для усиления конкурентоспособности ГНЦ, и для развития науки, и для престижа России в целом, – сообщил "Эксперту Online" Игорь Желябовский, заместитель генерального директора ГНЦ "Южморгеология". – Ранее нам было достаточно своих средств, но потом возможности иссякли. Суда почти всех других государств по оснащению превосходят наши. Реконструкция нам поможет отчасти усилить свою конкурентоспособность, расширить круг исследований».
Как сообщил другой источник в ГНЦ «Южморгеология», они тоже боятся не успеть с освоением средств, но есть надежда на активную помощь со стороны Роснедр, в которых уже на следующей неделе пройдет совещание именно по поводу планов и сроков. Но есть и другая проблема.
«Поставщики оборудования требуют 100-процентной предоплаты. А мы по закону можем быть проавансированы только на 30%, – говорит один из сотрудников в ГНЦ "Южморгеология". – Полярники как-то решили выти из положения и взяли кредит, чтобы заплатить за проектирование полностью. Но потом из бюджета им отказывались компенсировать проценты по нему».
Справка
ГНЦ «Южморгеология» находится в ведении Федерального агентства по недропользованию. Осуществляет деятельность в области геологического обеспечения федеральных задач, связанных с изучением и освоением минеральных ресурсов континентального шельфа, внутренних морей и международного района Мирового океана. Одна из ведущих научных организаций России с более чем 55-летним практическим опытом, участвует в федеральных и международных программах и соглашениях, предоставляет свои услуги на рынке морской геофизической индустрии. Располагает флотом из трех крупнотоннажных судов «Геленджик», «Южморгеология» и «Аквамарин», а также 13 малотоннажных.
Не сдать позиции
Техническая отсталость российских исследовательских судов – больная тема для российской науки. В то же время для России полноценное участие в международных океанических и морских научных проектах – вопрос не только престижа, но геополитических позиций.
Почему, например, деятельность ГНЦ «Южморгеология» является для России стратегической? Это единственная в стране организация, представляющая Россию в Международном органе по морскому дну ООН, который гарантирует России права на рудоносный участок дна Тихого океана площадью 75 тыс. км2. В пределах этого участка расположено уникальное по запасам, составу и качеству руд месторождение полиметаллических железомарганцевых конкреций. Уже более 20 лет «Южморгеология» проводит на этом участке комплексную программу исследований различных видов морских ресурсов, активно сотрудничая с другими странами-членами МОД. Кроме того, «Южморгеология» является единственным на юге России госпредприятием, осуществляющим геологическое обеспечение геополитических интересов Российской Федерации при решении вопросов о делимитации границ Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов.
«Но нам, конечно, обидно, что иностранные суда превосходят наши по техническому оснащению, – говорит сотрудник "Южморгеологии". – Например, если сейчас реконструкция состоится, мы планируем установить многолучевые эхолоты на судне. Но, по-хорошему, их бы оборудовать и спускоподъемной установкой для исследовательских аппаратов, но это мы уже не потянем. Соответственно, в каких-то исследованиях будет отставать от зарубежных коллег».
Полярники тоже сетуют, что многие страны опережают нас по техническому уровню своего научного флота. Например, недавно Китай и Южная Корея вошли в Антарктику с отлично оборудованными мощными суперсовременными ледоколами для геологоразведки. Россия могла бы существенно расширить спектр исследований в Антарктике с помощью переоборудования судов и строительства новых. В частности, стратегией по Антарктике предусмотрено строительство судна на замену «Академику Александру Карпинскому». Но в реальности об этом пока речь не идет.
«Исследования наших судов имеют прежде всего геополитическое значение. Кроме того, проведение исследований в Антарктике показывает научно-технический потенциал государства, это его лицо, если хотите, – говорит Валерий Масолов. – Тем более мы как первооткрыватели Антарктиды не можем потерять лицо, поэтому надлежащее состояние исследовательских судов – часть стратегической задачи. Кроме того, богатства Антарктики считаются запасами сырья для будущих поколений. Мы хорошо изучили Восточную Антарктику, дали оценку нефтегазоносности исследованных территорий. Мы хорошо исследовали Восточную Антарктику, но Западная остается неисследованной».
Авторы стратегии по Антарктике, проведя анализ, констатировали «несоответствие современного состояния и характера развития деятельности России по исследованию и использованию Антарктики внешнеполитическим задачам, стоящим перед Российской Федерацией, основным тенденциям в антарктической деятельности ведущих мировых держав и развитию ситуации в регионе в целом». В длинном списке основных проблем одну из верхних строк занимает недостаточность технического оснащения судов. Впрочем, еще не все потеряно, считает Вячеслав Мартьянов.
«В исследованиях Антарктики мы занимаем лидирующие позиции, и стратегия предполагает их усиление, – отмечает эксперт. – Только у нас есть свои станции по всему периметру Антарктиды, у нас есть уникальнейшая станция "Восток". Конечно, американцы тратят на исследования большие суммы, ну и что? Они решают несколько иные проблемы. Мы потому и выжили в девяностые годы, что умеем экономить. Разумеется, для более успешных исследований нам давно пора модернизировать и суда, и наземную технику, и станции. Мы в основном работаем с оборудованием еще советских времен. В итоге, например, сданы позиции в части рыболовства. Где ранее в антарктических водах промышляли наши суда, теперь ходят корабли под чужими флагами. Что, у нас больше рыба никому не нужна?»
Есть и другой аспект проблемы. Договор об Антарктике (объединяет 50 стран-участников) прямо указывает на то, что «никакая деятельность в период его действия не может служить основой для претензий на территориальный суверенитет в Антарктике». Но в то же время в мировых СМИ часто указывают на то, что ряд стран воспринимает свою научную деятельность в Антарктиде как возможность закрепиться на этом континенте в политическом плане, а также участвовать в будущем территориальном разделе.
То есть совершенно очевидно, что без развития научно-исследовательского флота мы вскоре утратим в этой части свои позиции на геополитической арене, что создаст риск в будущем не успеть к «большому дележу» той же Антарктики. Правительство, конечно, это понимает, потому в 2010 году и утвердило ряд госпрограмм, в том числе стратегию по Антарктике. Но по тому, как выделяются средства на реконструкцию судов, можно предположить, что наша наука присутствует в Мировом океане и Антарктике скорее вопреки, чем благодаря действиям чиновников.
Справка:
Договор об Антарктике был подписан 1 декабря 1959 года в Вашингтоне двенадцатью государствами, чьи ученые активно осуществляли исследования на территории Антарктики и вокруг нее в течение Международного геофизического года (МГГ) 1957-58-го. Договор вступил в силу в 1961 году, с тех пор к нему присоединились многие другие государства. Сейчас сторонами договора являются 50 стран. Ключевые положения договора:
– никакие действия или деятельность, имеющие место, пока настоящий договор находится в силе, не образуют основы для заявления, поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике;
– Антарктика используется только в мирных целях;
– производится обмен данными и результатами научных наблюдений в Антарктике и обеспечивается свободный доступ к ним.