Нобелевская премия испортила китайцам аппетит к норвежскому лососю
Нобелевская премия – дорогое удовольствие. Это в полной мере ощутили норвежские рыбаки, которым приходится расплачиваться за награждение в 2010 году китайского диссидента Лю Сяобо. С тех пор доля Норвегии, бывшей крупнейшим поставщиком лосося в КНР, упала на этом рынке втрое. Китайские власти не собираются идти на мировую, пока европейская страна «не признает ошибку». Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РБК.
В 2010 году Норвегия была практически монополистом на китайском рынке лососевых с долей 92%. Однако по итогам первой половины этого года на норвежскую семгу пришлось только 29% всех поставок, а в лидеры вышли Великобритания и Фарерские острова. В 2010 году Норвегия экспортировала в КНР 11 тыс. т лосося на 70 млн долл., в то время как конкуренты из Великобритании — 510 т, а Фарерские острова не ввезли ни килограмма этой рыбы в Китай, свидетельствуют данные Норвежского совета морепродуктов.
Ничто не предвещало беды, пока в октябре 2010 года в Норвегии не присудили Нобелевскую премию мира китайскому диссиденту Лю Сяобо, осужденному на 11 лет за «подстрекательство к подрыву государственного строя». Тогда МИД Китая назвал это присуждение «совершенно ошибочным», а за решение нобелевского комитета теперь приходится расплачиваться норвежским экспортерам. «Нет никакого секрета в том, что снижение продаж в Китае связано с вручением Нобелевской премии мира. Сейчас между Китаем и Норвегией напряженные политические отношения, и это не тот вопрос, который отрасль может решить самостоятельно», – заявил гендиректор Marine Harvest Альф-Хельге Орског The Financial Times.
Первым делом Китай ввел более жесткие правила в отношении ввоза норвежского лосося. В результате свежая рыба залеживалась на складах и тухла. Из-за препонов, которые китайские власти чинили на пути норвежского лосося, доля североевропейской страны на рынке КНР рухнула. В первом полугодии 2013 года Норвегия экспортировала всего 3,7 тыс. т лосося (стоимостью около 27 млн долл.) , в то время как Великобритания — 4,6 тыс., а Фарерские острова — 4 тыс.
Причем одним лососем китайские чиновники не ограничились. Практически сразу после присуждения Нобелевской премии китайскому диссиденту они приостановили переговоры по соглашению о свободной торговле, которые велись несколько лет. Кроме того, норвежцы стали единственными в Евросоюзе, кому Китай не разрешил безвизовый въезд в Пекин на три дня для транзита. Официально КНР заявила, что такие привилегии получили те страны, откуда шел наибольший поток туристов. Но среди них оказалась даже Исландия.
Комментируя отсутствие Норвегии в «безвизовом» списке, китайский чиновник Ван Цинь отметил, что в список не попали те страны, чьи граждане «невоспитанны» и не соответствуют стандартам. Кроме того, «в опалу» попали многие норвежские бизнесмены, политики, ученые и журналисты, которым отказали в китайской визе. Европейские дипломаты в конце прошлого года отмечали, что норвежский посол в Китае «невероятно улучшил свои навыки игры в теннис» за последние два года из-за отсутствия мероприятий.
Несмотря на кризис в отношениях двух стран, китайские потребители по-прежнему предпочитают норвежский лосось всем другим, заявляют представители отрасли. Однако китайские дипломаты по-прежнему настаивают, что Норвегия должна «признать свои ошибки и принять меры, чтобы их исправить». С приходом к власти в Китае нового руководства «перезагрузка» так и не произошла. Норвежский чиновник ранее в этом году признал, что «нет признаков потепления отношений». «Конечно, мы настроены позитивно, однако ситуация все еще тяжелая», – цитирует его FT.