Норвежцы обсуждают события у о. Медвежий 8-летней давности
Норвежцы высказывают опасения по поводу усилия военной мощи России и обсуждают события у о. Медвежий 8-летней давности. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на nord-news.ru.
После выхода в свет в этом году книги воспоминаний Тормода Хейера «Между миром и войной: управление военным кризисом по-норвежски» операция «Остров Медвежий» впервые стала достоянием общественности.
Там рассказывается, как в 2005 году спецназ Объединенного командования вооруженных сил Норвегии был направлен на защиту зоны вокруг острова Медвежий. С такой просьбой якобы обратился губернатор острова после задержания двух российских судов за незаконный лов рыбы.
Официальная версия этой военной драмы состояла в том, что 20 спасателей на вертолете полетели «бороться с огнем» на север. Но в действительности их было намного больше, и это были вовсе не пожарные...
Тогдашний губернатора Шпицбергена, Пер Сельфланд, сегодня подтвердил этот факт, но не стал ничего говорить о том, почему норвежские власти не сообщили общественности правду.
Военная акция состоялась всего через несколько дней после того, как российский траулер «Электрон» ушел от норвежской береговой охраны с двумя норвежскими рыболовными инспекторами на борту.
На траулер «Капитан Горбачев» и перевалочное судно «Дмитрий Покрамович» был наложен штраф в 900 000 крон и 1250000 крон соответственно за незаконный промысел.
Капитан судна «Дмитрий Покрамович» отказался выполнять приказ береговой охраны следовать в Тромсё, и оперативный штаб норвежских Вооруженных сил в Ставангере отдал приказ создать группу захвата.
На следующий день 70 спецназовцев были доставлены на авиабазу Банак в приграничной области Финнмарк. Ситуация обострялась: русские отказывались платить штрафы и утверждали, что будут подчиняться только законам России.
С норвежской стороны дело рассматривалось как принципиально важное, поскольку оно касалось соблюдения суверенных прав в территориальных водах. В то же время военное командование в регионе осознавало, что Северный флот России может осуществить военное вмешательство в любое время.
Тогда спецназ получил приказ добраться до острова Медвежий на одном из кораблей береговой охраны. Эта щекотливая миссия должна была получить одобрение Министерства обороны.
А потом губернатор объяснил, что он вовсе не заказывал военную операцию против русских судов, и все 70 спецназовцев вернулись обратно на базу.
Подполковник Тормод Хейер из Военного университета считает, что эпизод с островом Медвежий является хорошим примером того, что в современном мире кризисы случаются внезапно, и необязательно - на Ближнем Востоке. Норвегия должна быть готова ко всему.
«В Норвегии навыки антикризисного управления на северных границах немного выветрились за последние десять лет. Не в традиции норвежских властей критиковать Россию, в то время в Швеции создан климат более открытой и критической дискуссии. Я думаю, что это проявление самоцензуры из-за холодной войны», - говорит Хейер.
Он призывает подумать о том, как Норвегия должна реагировать на действия восточного соседа: Россия в последние годы увеличила свое военное присутствие на севере, а проведения учений наглядно демонстрирует рост военной мощи и стремления быть великой державой.
В сентябре прошлого года русские проводили наземные учения - 7000 солдат вблизи наших границ на Кольском полуострове. А новые арктические бригады спецназа были развернуты как раз перед Рождеством.
«Для России север является важным стратегическим районом между Европой и Азией, однако часть руководства России смотрит на Норвегию - страну НАТО как на плацдарм в случае конфликта между НАТО и Россией», - говорит Хейер.
Хейер считает, что норвежская оборонная стратегия в послевоенный период был отмечена страхом остаться в одиночестве перед лицом России.
«Один неверный шаг со стороны Министерства обороны Норвегии, и реакция в штабе Северного флота в Североморске или политических властей в Москве может иметь далеко идущие последствия»,- пишет Хейер в книге «Между миром и войной: управление военным кризисом по-норвежски».
Как отношения между Россией и Норвегией могут зависеть от факторов, на которые мы не имеем никакого влияния? В отношениях между Россией и Соединенными Штатами в настоящее время, пожалуй, настали худшие времена после холодной войны. Президент США Барак Обама отменил запланированную сентябрьскую встречу с президентом Владимиром Путиным в Москве после того, как Россия предоставила убежище Эдварду Сноудену.
«Когда отношения между США и Россией хорошие, Норвегии легко балансировать между двумя державами. Но когда эти отношения ухудшается, Норвегия может угодить во внешнеполитическую пропасть», - говорит подполковник Хейер.
«Россия проводит масштабную модернизацию вооруженных сил, а ее военные учения, имеют наступательную направленность», - считает он. В июле президент Путин провел гигантскую операцию с участием 160 000 военнослужащих, 130 самолетов, 70 кораблей и 5000 танков на границе с Японией и Китаем - крупнейшие учения в России за последние десятилетия. Для сравнения: советские войска направили 60 000 человек в Венгрию в 1956 году и 500 000 человек в бывшую Чехословакии в 1968 году.
Международный обозреватель TV2 Ойстен Боген говорит: «Мы не видели ничего подобного со времен Советского Союза. Самое важное в учениях в России этим летом является то, что они были внезапными. Перевод 160000 человек на военное положение в течение нескольких часов - это большая техническая и организационная задача. Вооруженные силы России, которые испытывали большие трудности в течение последних 20 лет, раньше не были бы в состоянии выполнять аналогичную задачу.
Дело в том, что акцент сейчас, на мой взгляд, делается не столько на внешнее воздействие, сколько на постепенное изменение оборонной доктрины России: отныне все больше ценится скорость, мобильность и оперативность небольшой по численности профессиональной армии, а не массы плохо обученных, призывников».
Он напоминает, что еще пять лет назад Путин показал Западу, на что он способен: «Именно в эти дни отмечается пять лет войны между Россией и Грузией. Это была со стороны России демонстрация силы, наиболее яркая и бескомпромиссная за последнее врем. В Кремле показали, что страна по-прежнему имеет относительно мощную и хорошо функционирующую оборону, а НАТО остается бессильным, если кризис произойдет в странах, которые находятся в сфере влияния России».
Политолог Рагнхильда Хольмос считает, что страхи из-за перевооружения России значительно преувеличены, хотя, если соседняя страна со все более авторитарными тенденциями потратит 4 000 миллиарда норвежских крон на модернизацию вооруженных сил до 2020 года, это внушает беспокойство.
Проект по модернизации - это больше, чем просто желание Владимира Путина вернуть военную славу страны. Во-первых, необходимость модернизации вооружений давно назрела, а во-вторых, это можно понимать как экономический проект. Идея в том, что рост военной промышленности создаст больше рабочих мест и будет способствовать укреплению экономики России в целом. В финансовом плане это очень амбициозный проект».
Рагнхильд Хольмос считает, что более современная российская военная техника в действительности имеет положительное значение для Норвегии, так как является более безопасной в случае чрезвычайных происшествий.
«Ни для кого не секрет, что Россия стремится защитить свои интересы на севере. Однако она признает значение дипломатических каналов и международного права больше, чем об этом сообщают западные СМИ. Это не означает, однако, что Норвегия не будет пристально следить за развитием военной реформы в России», - говорит Рагнхильд Хольмос.