Дальнему Востоку подобрали нового управленца
На Дальнем Востоке новый полпред — на смену Виктору Ишаеву пришел Юрий Трутнев. Ишаев также лишился должности главы Минвостокразвития. Отставка Ишаева со всех постов не связана с паводком, причинившим краю многомиллиардный ущерб. Аналитики видят две причины: неудачи нового Министерства РФ по развитию Дальнего Востока, с самого начала не имевшего возможности исполнить поручения президента, а также конфликт с врио губернатора Хабаровского края Вячеславом Шпортом, планирующим переизбраться в сентябре на второй срок. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на gazeta.ru.
Владимир Путин на совещании по ликвидации последствий паводка во Владивостоке объявил о назначении Юрия Трутнева новым полпредом президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) и вице-премьером. С мая 2012 года Трутнев занимал должность помощника президента, а до этого – министра природных ресурсов и экологии. Указ о соответствующих кадровых решениях подписан президентом в субботу.
«Трутнев Юрий Петрович будет назначен на должность заместителя председателя правительства РФ и одновременно полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе», — объявил Путин. Глава государства на совещании поблагодарил полпреда в ДФО Виктора Ишаева за проделанную работу и обещал, что задействует чиновника на других участках работы.
Ишаев освобожден со всех постов по собственному желанию, по итогам совещания пояснил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Это значит, что он также уволен с должности главы министерства по развитию Дальнего Востока — единственного ведомства, созданного по окружному принципу.
Кадровые изменения, как подчеркнул Путин, не связаны непосредственно с паводком, общий ущерб от которого предварительно оценивается в 14 млрд рублей. Решение об увольнении было принято до совещания, Ишаев заранее был поставлен в известность. «Мы с ним разговаривали на этот счет», — добавил Путин. Пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова, в свою очередь, добавила, что события в ДФО ускорили планировавшиеся кадровые решения по региону. «Вопросы, связанные с усилением работы по развитию Дальнего Востока, в том числе и в кадровом аспекте, обсуждались президентом и председателем правительства некоторое время назад», — сказала Тимакова.
Еще в начале 2013 года эксперты называли Ишаева среди «региональных тяжеловесов», способных влиять на политическую повестку.
Такие выводы содержались в аналитическом докладе «Политбюро 2.0. Накануне перезагрузки элитных групп», опубликованного коммуникационным холдингом «Минченко консалтинг». Однако уже тогда стало заметно, что Ишаев теряет позиции из-за назначения на должность главы нового министерства, считает один из авторов доклада Евгений Минченко.
Первоначально в правительстве рассматривалась возможность создания госкорпорации, заточенной под Сергея Шойгу, тогда еще министра обороны. В начале 2012 года именно Шойгу публично выступил с инициативой создания госкорпорации, которая занялась бы развитием региона. Но в апреле того же года Шойгу был назначен врио Московской области вместо Бориса Громова, у которого истекли полномочия. Поэтому от идеи госкорпорации отказались. Дмитрий Медведев выступал с предложением создать публичную компанию для развития региона. Но после того, как Шойгу освободил место претендента на пост главы госкорпорации, группа влияния секретаря Совета безопасности Николая Патрушева (экс-главы ФСБ) начала активно лоббировать кандидатуру бывшего спикера Госдумы Бориса Грызлова.
Поэтому коалиция, настаивавшая на форме госкорпорации, отказалась от этой идеи. В мае 2012-го, после инаугурации Путина и переезда Медведева в правительство, президент подписал указ о структуре нового состава кабинета министров, в котором впервые появилось Министерство по развитию Дальнего Востока. В полномочия и задачи нового министерства и его главы Ишаева входили реализация госпрограмм, управление федеральным имуществом в регионе, а также контроль региональной власти. «Но министерство было сформировано в усеченной форме, и уже тогда было очевидно, что одной из первых жертв станет Ишаев, поскольку министерство было нежизнеспособно, об этом мы упоминали в последнем докладе «Политбюро 2.0»», — говорит Минченко.
Отставка Ишаева с поста полпреда и министра по развитию Дальнего Востока связана в первую очередь с ходом реализации программы по развитию региона.
О том, что Ишаев не справляется с порученными ему обязанностями министра развития Дальнего Востока, Путин заявлял неоднократно.
В ноябре прошлого года на заседании президиума Госсовета президент объявил, что в работе ведомства есть «провалы» и «размывание ответственности». Он признал, что созданное им в мае 2012 года фактически экспериментальное ведомство с единственной задачей – развитие ДФО, – не оправдало своего предназначения. Выделяемые из бюджета средства на развитие дальневосточных территорий, по словам Путина, размывались, а утвержденные планы оставались на бумаге. В связи с этим администрация президента и правительство вернулись к обсуждению вопроса о создании государственной корпорации по Дальнему Востоку.
Фактически решение об отставке было принято после совещания Владимира Путина в Южно-Сахалинске в июле этого года, на котором он подверг резкой критике руководство региона за невыполнение планов по развитию региона. Именно там он публично поддержал первого вице-премьера Шувалова в том, что существующая система управления Дальним Востоком в виде Миндальвостока не работает. Шувалов выступал ранее за то, чтобы развитием Дальнего Востока занималось не министерство, а госкорпорация или публичная компания (последний вариант также поддерживал премьер Дмитрий Медведев). Поручения, касающиеся развития Дальнего Востока, которые были сформулированы на президиуме Госсовета 26 декабря 2012 года, не выполнены на 80%, сказал 16 июля Путин.
Недовольство работой Минразвития Дальнего Востока высказывали и другие ведомства, в частности чиновники из Минфина, Минэкономразвития и ФАС.
Претензии заключались в том, что Министерство развития Дальнего Востока не согласовывает планы дальнейшего развития, говорит «Газете.Ru» источник, знакомый с ситуацией.
После совещания 16 июля также началось обсуждение конкретной кандидатуры помощника президента Юрия Трутнева на пост полпреда и вице-премьера на Дальнем Востоке.
Кандидатуру Трутнева поддерживал первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Шувалов видел в Трутневе то, что ему не удалось с Шойгу. В этом регионе нужен такой человек, как Шойгу. Трутнев — бывший бизнесмен, губернатор. У него нужный политический вес», — говорит источник.
Помимо неудач министерства Ишаев раздражал федеральный центр конфликтом с врио губернатора Хабаровского края Вячеславом Шпортом, который планирует переизбраться 8 сентября на второй срок.
Ишаев, возглавлявший Хабаровский край с 1991 по 2009 год, критиковал своего наследника Шпорта буквально за все. А в прошлом году раскритиковал действия краевой администрации за низкий результат «Единой России» на выборах в Госдуму (38,14%) и президента Путина (56,16%). «Казалось, что весной этого года Шпорт и Ишаев договорились, но после наводнения Ишаев снова начал публично выступать с критикой врио губернатора», — отмечает Минченко.
Ишаев остается статусным политиком, но его стиль работы, вынесенный из 90-х годов, противоречил современной госполитике, считает глава Фонда развития информационной политики Александр Кынев. «Уход Ишаева обсуждался неоднократно. Но отставка, скорее, связана не с частным конфликтом Ишаева—Шпорта и даже не с конкретными неудачами министерства, а с системными противоречиями между подходами Ишаева и общей направленностью госполитики. Его подход предполагает активное вмешательство государства в вопросы экономики — этот стиль можно назвать социально-патерналистским». Кынев не исключает, что Ишаев перейдет на почетную должность в Академию наук или в скором времени вернется в политику, возглавив одну из партий.
Структура министерства, оставшегося без руководителя, может быть изменена, заявил Песков по итогам совещания во Владивостоке.
Вопрос о существовании Министерства Дальнего Востока будет решать Юрий Трутнев; оно продолжит существовать «как минимум полгода», сказал сотрудник аппарата правительства.
«Если Трутневу будет удобно работать с такой моделью, то министерство сохранится. Если он посчитает нужным, то выберет вариант с госкорпорацией, с усилением Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского края — через докапитализацию или усиление полномочий. В любом случае решение будет принимать Трутнев», — говорит чиновник.
Юрий Трутнев продолжит курировать реализацию программы социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского края.
Работа над ней велась несколько лет, она была утверждена Игорем Шуваловым, который курировал развитие региона. Объем финансирования госпрограммы превысит 10 трлн рублей, они будут направлены на финансирование двух ФЦП и 12 подпрограмм, говорил в марте 2013 года премьер Дмитрий Медведев. Было принято решение сосредоточиться на конкретных направлениях развития, касающихся транспорта и энергетики. Шувалов же курировал подготовку к саммиту АТЭС, в ходе которой во Владивостоке было построено пять десятков объектов инфраструктуры, в их числе кампус Дальневосточного федерального университета, медцентр, два вантовых моста, а также реконструированы коммунальные сети и дороги Владивостока.
Сейчас Шувалов продолжит курировать развитие Приморского края и ДВФУ.
Аналитики сомневаются, что даже влияния Трутнева будет достаточно, чтобы привести инвестиции в регион и, для начала, газифицировать его. «Трутнев — один из самых матерых аппаратных волков в правительстве, на посту министра во всех конфликтах выступал на стороне «Газпрома». У него серьезная бизнес-хватка, но и это не значит, что министерство станет эффективным. Все будет зависеть от того, дадут ли ему средства из Минфина или оставят, как Ишаева», — говорит Минченко.