{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений
Новости компании Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Куда приведёт отрасль "рыбная" ФЦП?

20 сентября 2013 10:07

Герман Зверев, председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.24 сентября на заседании Правительственной комиссии под председательством Аркадия Дворковича рассмотрят проект ФЦП «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса».

Важное значение для успеха «рыбной» ФЦП имеет встроенная в неё система показателей. Только правильно собранная и логически увязанная система показателей способна обеспечить действенность программы. Ряд показателей федеральной целевой программы «Повышение эффективности использование и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса» предусматривают оценку эффективности государственной инвестиционной политики и её «стыковку» с инвестиционными программами бизнеса. Некоторые из этих показателей недостаточно проработаны и могут стать «точками разрыва» между финансируемыми из федерального бюджета проектами и новыми целевыми ориентирами отрасли.

Проект ФЦП предполагает несколько важных показателей, целевые индикаторы которых не стыкуются с текущей ситуацией, а главное предлагают нереалистичные цели или не предлагают вообще никакого развития.

В частности, показатель «Перевалка рыбопродукции в портах» предусматривает – как и другие показатели – два варианта развития. В соответствие с оптимальным вариантом планируется трёхкратное увеличение объёма перевалки рыбопродукции в морских портах к 2020 году на 1,5 млн. тонн рыбопродукции: в 2014 году – 260 тысяч тонн, в 2015 году – 210 тысяч тонн, в 2016 году – 140 тысяч тонн, в 2017 году – 100 тысяч тонн, в 2018 году – 140 тысяч тонн, в 2019 году – 236 тысяч тонн, в 2020 году – 429 тысяч тонн.

По данным ОАО «РЖД» в 2012 году по железной дороге было перевезено 780 тысяч тонн рыбопродукции, то есть к 2020 году объём перевалки рыбопродукции в морских портах должен будет составлять 2,3 млн. тонн. С учётом того, что в портах производится выгрузка преимущественно продовольственного сырья (мороженной обезглавленной, мороженной неразделанной и мороженной потрошённой с головой рыбы), планируется переваливать в морских портах России (с учётом коэффициента выхода продукции из добытого сырья) 3,5 – 3,6 млн. тонн добываемых водных биоресурсов.

Общероссийский вылов включает в себя вылов не только в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в территориальном море Российской Федерации, но и в исключительных экономических зонах иностранных государств и в конвенционных районах Мирового океана. К 2020 году планируется обеспечить добычу 4,6 млн. тонн водных биоресурсов. С учётом вылова в 2012 году в исключительных экономических зонах иностранных государств и конвенционных районах Мирового океана 527 тысяч тонн водных биоресурсов, прогнозируется, что к 2020 году этот показатель может составить 600 – 700 тысяч тонн. Следовательно, примерно 3,9 – 4 млн. тонн водных биоресурсов планируется добыть в исключительной экономической зоне Российской Федерации и 90% вылова будет выгружено в морских портах. Реализация указанного варианта потребует комплексной модернизации узловых терминалов в морских портах и припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей, трёхкратного увеличения количества специализированного подвижного состава и полной перестройки практики работы ОАО «РЖД» при транспортировке рыбопродукции, косвенным следствием реализации указанного варианта станет уход России с мирового рыбного рынка и сдача прибыльных сегментов мирового рыбного рынка конкурентам.

Базовый сценарий предполагает увеличение к 2020 году перевалки рыбопродукции в морских портах в полтора раза – на 351 тысячу тонн: в 2014 году на 2 тысячи тонн, в 2015 году – на 3,2 тысяч тонн, в 2016 году – на 4,7 тысяч тонн, в 2017 году – на 30,3 тысячи тонн, в 2018 году – на 31,9 тысяч тонн, в 2019 году – на 33,5 тысяч тонн, в 2020 году – на 246 тысяч тонн. Таким образом, базовый сценарий предполагает перевалку в 2020 году 1,13 млн. тонн рыбопродукции, что с учётом коэффициента выхода продукции эквивалентно вылову 1,7 млн. тонн. Следовательно, доля водных биоресурсов, доставляемых для переработки на российской территории будет составлять 43%. Этот показатель немногим больше сложившегося сейчас распределения ресурсов между внутренним и внешним рынками. Получается, что реализация базового сценария ничего не меняет в сложившейся системе распределения потоков рыбопродукции и не создаёт инфраструктурную основу для расширения поставок рыбопродукции на российский рынок.

Серьёзные сомнения вызывает обоснованность двух показателей «Доля продукции с высокой степенью переработки» и «Доля продукции с высокой добавленной стоимостью». Прежде всего, в проекте федеральной целевой программы отсутствуют как сами ключевые понятия «степень переработки» и «добавленная стоимость», так и способы их измерения. 

Базовый сценарий предполагает переход большей части рыбопромышленной индустрии на производство продукции глубокой переработки уже в 2017 году, а оптимальный сценарий переносит этот переход на три года раньше, в 2014 год. Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой степенью переработки составит в 2014 году 0,6%, в 2015 году – 1,2%, в 2016 году – 1,8%, в 2017 году – 65%, в 2018 году – 67%, в 2019 году – 69%, в 2020 году – 73%. Согласно оптимальному сценарию уже в 2014 году доля продукции с высокой степенью переработки составит 76,5%, в 2015 году – 78%, в 2017 году – 79,5%, в 2018 году – 82,4%, в 2019 году 84%, в 2020 году – 85,7%.

Однако указанные целевые индикаторы не отражают мировые тенденции развития рыбного рынка. Согласно расчётам FAO 40% рыбы продаётся в живом, свежем и охлаждённом виде и только 41% рыбы продаётся в мороженном, копчёном, вяленом или как-то иначе приготовленном виде для непосредственного потребления людьми (причём замораживание и обезглавливание являются видами переработки). Проект ФЦП предлагает совершенно иной, отличный от мировых тенденций вариант развития российского рыбного рынка и российской рыбопромышленной индустрии – вдвое превзойти долю переработанной рыбопродукции в общем объёме рыбопродукции для пищевых целей. В настоящее время доля свежей и охлаждённой рыбы на  российском рыбном рынке составляет менее 4%, и существует растущий спрос на этот вид продукции. Тем не менее, в проекте ФЦП отсутствуют показатели, которые отражают прирост свежей и охлаждённой рыбы. Отрыв показателей ФЦП от потребностей рынка может отклонить рыбохозяйственный комплекс от векторов развития рыбного рынка.

Ещё одним показателем ФЦП является «Выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью». Согласно базовому сценарию доля продукции с высокой добавленной стоимостью должна составить к 2020 году 67%. Причём – также как и с глубокой переработкой – весь расчёт делается на «великую промышленную революцию», которая произойдёт в годовщину Великой Октябрьской революции – в 2017 году. В 2014 году доля продукции с высокой добавленной стоимостью составит 0,6%, в 2015 году – 1,2%, в 2016 году – 1,8%, в 2017 году – 61%, в 2018 году – 63%, в 2019 году – 67%, в 2020 году – 67%. По оптимальному сценарию в 2017 году происходит более существенное увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью – до 76%, к 2018 – 78%, к 2019 – 80%, к 2020 – 82%.

В настоящее время на российском рыбном рынке 66,3% рыбопродукции продаётся после первичной переработки, то есть с незначительной добавленной стоимостью, а 33,7% – продукции с высокой добавленной стоимостью. Реализация базового и оптимального сценариев приведёт к существенному повышению уровня цен на рыбном рынке. Уже сейчас потребители жалуются на высокие цены, но в соответствие с показателями ФЦП к 2020 году запланировано удорожание рыбопродукции и увеличение сегмента дорогой рыбопродукции в два раза.

Показатель «Инвестиции в рыбохозяйственный комплекс» не увязан с фактической инвестиционной динамикой в предшествующий период.

Базовый сценарий начинается с резкого сокращения инвестиций по сравнению с уровнем 2012 года (9,7 млрд. рублей) до 0,6 млрд. рублей в 2014 году, 1,3 млрд. рублей в 2015 году, 1,9 млрд. рублей в 2016 году, 6,1 млрд. рублей в 2017 году и 8,3 млрд. рублей в 2018 году. Только к 2019 году запланировано превышение инвестиционных показателей 2012 года – 10,6 млрд. рублей и 12,9 млрд. рублей в 2020 году.

Оптимальный сценарий, напротив, начинается с предполагаемого четырёхкратного повышения объёма инвестиций – 37,1 млрд. рублей. Такие прогнозные показатели возможны при следующих условиях: 1) увеличение доли инвестиций в отраслевой выручке с 9% до 30%; 2) увеличение объёма рыбного рынка с 500 млрд. рублей в 2012 году до 1,2 трлн. рублей в 2014 году. Анализ темпов роста российского продовольственного рынка в целом показывает среднюю скорость прироста рынка в 10 – 15%, поэтому «взрывной» рост всего рыбного рынка в целом невозможен. Возможен «взрывной» рост некоторых сегментов рынка, но даже в этом случае такой рост продолжается не больше трёх – четырёх лет.

Неуспех «рыбной» ФЦП, действовавшей в 2008 – 2011 годах, позволяет сделать важный вывод. «Скажите мне, как вы измеряете мою деятельность, и я скажу вам, как буду себя вести». Если динамика отрасли измеряется в тоннах вылова, то вся управленческая активность «заточена» на достижение только этой цели. Если динамика отрасли измеряется в других показателях, то управленческая активность приобретёт иные формы. На этот главный вопрос нет ответа в проекте ФЦП, поэтому, на мой взгляд, «перезагруженная рыбная ФЦП» никуда нас не приведёт. Тем более, что есть большие сомнения в том, что она будет наполнена деньгами.

Герман Зверев, председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре.