{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Протокол IХ Международной научно-практической конференции: «Производство рыбной продукции: проблемы, новые технологии, качество»

7 октября 2013 09:05

 

В г. Светлогорске Калининградской области в период с 17 по 20 сентября 2013 года в соответствии с решением восьмой Международной научно-практической конференции  состоялась IХ Международная научно-практическая конференция «Производство рыбных продуктов: проблемы, новые технологии, качество».

Организацию и проведение конференции приняли на себя федеральное  государственное унитарное предприятие «Атлантический научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФГУП «АтлантНИРО») и Калининградский государственный технический университет  (ФГБОУ ВПО «КГТУ»).

В работе конференции приняли участие 205 человек, представляющих Евразийскую экономическую комиссию, Федеральное агентство по рыболовству, Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству, журнал «Рыба и морепродукты», отраслевые научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, специалистов рыбоперерабатывающих и смежных отраслей России, Республики Беларусь, Украины, Литвы, Латвии, Германии и Дании (всего 87 организаций и предприятий, список прилагается)

В рамках пленарных заседаний, тематических «круглых столов» было сделаны около 60 докладов и сообщений согласно Программе мероприятий конференции. В прениях выступили специалисты промышленных предприятий, научных и торговых организаций, представители органов по сертификации и стандартизации, ведомственных надзорных органов.

Участники конференции отметили следующее:

1.Рыбопереработка было и остается одной из ведущих отраслей рыбопромышленного комплекса России. Поэтому вопросы качества и безопасности рыбной продукции, урегулирования их оценки на национальном и межгосударственном уровнях, обеспечения продовольственной независимости России, сбережения и эффективного  использования сырьевых ресурсов на базе современных технологий, формирования ответственности производителя за качество выпускаемой продукции являются важными государственными задачами.

2.  В настоящее время рыбоперерабатывающий  комплекс России находится в стадии начала выхода из депрессивного состоянии, характеризующегося тенденцией становления и постепенного развития отечественного производства рыбной продукции. Однако остаются еще недостаточными объемы капитальных вложений, в том числе с участием государства, сохраняется высокая  степень износа основных производственных фондов, недостаточно устойчиво финансовое состояние предприятий.

3. Отечественная рыбоперерабатывающая промышленность сильно отстает по прибыльности на фоне положительной динамики рыбной отрасли в целом, и она выпала из поля зрения государства и правовых регуляторов. В результате рыбопереработчик с учетом технологических потерь сырья в условиях повышения цен на энергоносители и иных производственных затрат не в состоянии вкладывать в развитие своего производства.

4. Предпринимаемые попытки «штаба отрасли» в лице Федерального агентства по рыболовству устранить последствия реформирования рыбохозяйственного комплекса страны, к сожалению, пока не решили задачу создания условий широкого благоприятствования развитию бизнеса, установлению устойчивых кооперативных связей между рыбодобывающими, перерабатывающими и торговыми субъектами хозяйственной деятельности.

5. Отсутствует государственная протекционистская политика в интересах отечественных производителей рыбной продукции, базирующаяся на бюджетной, кредитной и налоговой поддержке, что не позволяет в полной мере поднять уровень российской рыбопереработки до международного.

6. Государство не в достаточной степени содействует переходу от сырьевой к инновационной экономике, направленной на  активное внедрение продуктов интеллектуальной собственности в отечественную рыбопереработку, обеспечивающую повышение качества и безопасности продукции и эффективности ее производства. Отсутствуют меры, стимулирующие увеличение в общем объеме поставок доли продукции глубокой переработки. В экспорте преобладает сырьевая направленность. Основная доля  (до 90%) поставок приходится на мороженую рыбу с низкой степенью переработки.

6. Вызывает глубокую обеспокоенность рыбопереработчиков вопрос способности российского рынка выдержать конкуренцию с иностранной продукцией в условиях ВТО.

7. Государственное регулирование рыбохозяйственной отрасли недостаточно при   проведение научных исследований в направлениях обеспечения качества и безопасности продукции из водных биоресурсов при ее производстве, хранении и реализации, а также защиты от загрязняющих факторов и разработки прогрессивных наукоемких технологий.

8. Результаты деятельности отраслевой технологической науки могут быть более активно востребованы промышленностью при условии создания эффективных рыночных механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти, отраслевых научно-исследовательских институтов, создающих передовые отечественные технологии рыбных продуктов, и заинтересованных рыбоперерабатывающих предприятий.

9. Сложившаяся в России система контроля и надзора за рыбоперерабатывающей отраслью на стадии производства и реализации до сих пор носит избыточный характер и требует более четкой регламентации. Издаваемые надзорными органами нормативные документы не всегда способствуют обеспечению качества и безопасности производимой продукции из водных биоресурсов и защите интересов потребителей.

10. Проект технического регламента Таможенного Союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» в  настоящей редакции не в полной мере может способствовать реализации стратегии технического регулирования, межгосударственной кооперации бизнес -сообщества, повышению  ответственности  изготовителя за результаты своей деятельности. Требуется более четкая и взвешенная регламентация нормативных требований с возможностью их адекватного применения на практике при осуществлении надзорных функций со стороны государства. Степень классификационной, терминологической,  нормативной и процедурной проработки проекта сегодня не позволяет считать его сбалансированным, законченным документом, призванным решать указанные задачи в рамках Таможенного Союза и Евразийского сообщества.

Конференция решила:

1. Во исполнение поручений по развитию рыбной отрасли, подписанных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 марта и 16 августа 2013 года и решения совещания о перспективах развития рыбохозяйственного комплекса страны, проведенного 7 сентября 2013 г под председательством Д.А. Медведева в Правительстве Российской Федерации  участники конференции обращаются с предложениями к федеральным и территориальным органам исполнительной власти, представителям рыбоперерабатывающего комплекса страны, бизнес-сообществам, научно-исследовательским, проектно-конструкторским, образовательным и общественным организациям принять меры по активизации работ, направленных на развитие отечественной рыбопереработки, в том числе касающихся обеспечения производства рыбной продукции глубокой переработки водных биоресурсов, развития перерабатывающих мощностей, наращивания темпов обновления рыболовного флота,  импортозамещения, функционирования рыбохозяйственной науки, эффективности налоговых льгот, предоставляемых рыбохозяйственным организациям, совершенствования отраслевого законодательства, разработки и утверждения комплекса мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биоресурсов, в том числе усиления контроля за импортными рыбными товарами, стимулирования потребительского спроса на российскую рыбу на внутреннем рынке, развития аквакультуры.

2. Принимая во внимание отсутствие в органах государственной исполнительной власти Российской Федерации функций содействия эффективному развитию рыбоперерабатывающей отрасли  рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству инициировать расширение своих полномочий в части выработки государственной политики в сфере переработки водных биоресурсов для создания условий благоприятствования развитию  бизнеса в области рыбопереработки, выработки консолидированной, обоснованной позиции при  принятии межведомственных решений, сбалансированных в части интересов государства, бизнес-сообщества и граждан. В этой связи предлагается  создать подразделение   в структуре Федерального агентства по рыболовству для курирования актуальных вопросов рыбопереработки и обращения рыботоваров.

3. Необходимо на правительственном уровне принять решение о приоритетном направлении развития рыбоперерабатывающей отрасли, в том числе касающемся обеспечения производства рыбной продукции глубокой переработки. Следует считать приоритетным на период до 2020 года и ближайшую перспективу инновационное развитие отечественной рыбопереработки, преимущественно направленное на обеспечение безопасности и качества реализуемой рыбы и рыбной продукции, в том числе на основе внедрения продуктов интеллектуальной собственности в производство; ввести рыбу и нерыбные объекты в перечень стратегических сырьевых товаров Российской Федерации.

4. Необходимо на федеральном уровне разработать экономические и иные меры стимулирования развития рыбоперерабатывающих предприятий, занимающихся производством продукции из водных биоресурсов, в том числе с глубокой степенью переработки на базе перспективных наукоемких технологических разработок отраслевых научно-исследовательских институтов (различные варианты налоговых послаблений, в т.ч. освобождение от таможенных пошлин, обнуление ставок сбора за пользование водными биоресурсами для предприятий, экспортирующих продукцию глубокой переработки, распространение действия единого налога на рыбоперерабатывающие предприятия и др.).

 5.  Отраслевым научно-исследовательским институтам совместно с представителями рыбоперерабатывающей отрасли страны в первом квартале 2014 года разработать для представления в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации проект программы развития рыбопереработки на период до 2020 года, включающий проведение научно-исследовательских работ в области технологии глубокой переработки водных биоресурсов, обеспечивающей приготовление пищевой, кормовой, технической продукции и биологически активных веществ, а также их промышленное освоение рыбоперерабатывающими предприятиями страны. Просить Министерство сельского хозяйства Российской Федерации рассмотреть и утвердить проект программы и внести в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании работ в согласованных объемах.

6. Рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству при доработке  проекта технического регламента Таможенного Союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» внести следующие изменения и дополнения:

-  дополнить  проект ТР ТС   «О безопасности рыбы и рыбной продукции» термином  «срок хранения  мороженой  рыбной продукции». Разработать и включить в проект технического регламента в виде Приложения «Порядок продления срока хранения мороженой рыбы»;

- привести в соответствие с требованиями ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» формы контроля за переработанной и непереработанной продукцией. Указать в ТР ТС «О безопасности рыбы и рыбной продукции», что  переработанная  пищевая  продукция    не  подлежит ветеринарно-санитарной  экспертизе.  Подтверждение соответствия такой продукции требованиям ТР ТС осуществляется только в форме декларирования, что сохраняет принцип – один вид продукции – один вид подтверждения соответствия (государственная регистрация, ветеринарная экспертиза, декларирование или сертифицирование).

- считать целесообразным исключить из проекта регламента ограничения по верхнему пределу глазури в мороженой рыбной продукции с указанием:  содержание глазури не менее 4%;

- разработать предложения по включение  в проект технического регламента показателей безопасности рыбной продукции, гармонизированных с международными требованиями:

А) разделить подход к нормированию микробиологических требований на стадии производства и на стадии обращения;

Б) ввести нормирование содержания бенз(а)пирена в мышечной ткани рыб и ракообразных;

В) исключить нормирование содержания мышьяка в ракообразных и морских водорослях (отмечено содержание органического мышьяка, не являющегося токсичным соединением);

- провести укрупнение групп при нормировании микробиологических показателей.

7. Для обеспечения обязательных требований технических регламентов Таможенного союза в части безопасности рыбной продукции при переоформлении национальных стандартов в  межгосударственные рекомендовать техническим комитетам (ТК/МТК 299 и  ТК/МТК 300) считать приоритетной разработку межгосударственных общих технических условий на основные группы рыбной продукции  (консервы, мороженая продукция и другие).

8. Межгосударственным техническим комитетам по стандартизации ГК/НТК 299 и ТК/МТК 300 в качестве механизма выполнения требований статьи 10 пункта 2 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» рассмотреть возможность включения в проект программы национальной стандартизации на 2014 -2015 гг. разработку стандартов системы менеджмента безопасности и прослеживаемости пищевой продукции серий ИСО.

9. Ходатайствовать перед Федеральным агентством по рыболовству о содействии в разработке и изданию справочника по товарным наименованиям рыб океанических, морских и внутренних водоемов с целью исключения фальсификации водных биологических ресурсов и продукции из них при их маркировании.

10. Рекомендовать рыбоперерабатывающим предприятиям ускорить внедрение системы НАССР с целью получения достоверной информации  о качестве и безопасности продукции, а также прослеживаемости рыбного сырья, выявления его происхождения  перемещения по всей технологической цепи производства, хранения  и транспортирования до потребителя (рыбопереработчиков, торговой сети)

11. Рекомендовать отраслевым научно-исследовательским институтам и рыбоводным хозяйствам при содействии Федерального агентства по рыболовству активизировать исследования, направленные на разработку новых рецептур высококачественных отечественных  комбикормов, создание научно-обоснованных принципов использования нетрадиционных кормовых средств в рационах ценных объектов аквакультуры и оптимизацию технологии кормления рыб с целью стимулирования развития отечественного рыбоводства, увеличения объемов производства рыбной продукции и снижения ее себестоимости.

12. Рекомендовать отраслевым рыбохозяйственным ассоциациям разработать и представить в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для рассмотрения  и внесения в проект закона о государственном-частном партнерстве предложения о включении объектов рыбных технопарков и рыбных кластеров в перечень стратегических и подлежащих приоритетному финансированию с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

13. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации выделить профиль «Переработка водных биологических ресурсов» из направления бакалавриата и магистратуры «Продукты питания животного происхождения», входящего в УМО по образованию в области продуктов питания животного происхождения,  и передать его в УМО по образованию в области рыбного хозяйства.

14. Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации внести изменения в  приказ Минобрнауки России «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» в приложение 4 «Перечень направлений подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре», в котором  вывести из направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 190000 «Промышленная экология и биотехнология» направление «Переработка водных биологических ресурсов» и ввести его в группу 35.06.03 «Рыбное хозяйство» под наименованием «Переработка водных биологических ресурсов».

15. Считать согласованными с рыбоперерабатывающими предприятиями профессиональные стандарты в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации по профессиям: инженер-рыбовод, ихтиолог, матрос на судах рыбопромыслового флота, гидробиолог, изготовитель орудий лова, инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов, капитан судна рыбопромыслового флота, мастер по добыче рыбы, специалист по добыче рыбы, рыбовод, микробиолог, гидрохимик. Предложить Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации объявить конкурс о  создании профессиональных стандартов для рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации.

16. Рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству рассмотреть обоснованные предложения о необходимости строительства береговых учебно-производственных комплексов и учебно-производственных судов с целью подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для рыбохозяйственного комплекса, в том числе береговых рыбоперерабатывающих предприятий, предприятий аквакультуры и судов.

17. Рекомендовать Федеральному агентству по рыболовству Восстановить систему обязательного повышения квалификации для кадров рыбоперерабатывающих предприятий. Подготовить предложения по государственной поддержке привлечения в отраслевые научные организации, высшие учебные заведения и рыбоперерабатывающие предприятия молодых специалистов, способных внести существенный вклад в создание  инновационных  технологий, имеющих правовую защиту, а также развитие рыбоперерабатывающих производств на их основе.

18. С целью обсуждения актуальных проблем эффективного функционирования рыбоперерабатывающего комплекса страны  при  перехода от сырьевой направленности к инновационной, требующих первоочередного решения в законодательном,  ведомственном порядке,  осуществить с участием федеральных и региональных органов исполнительной власти, отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, ассоциаций рыбоперерабатывающих предприятий подготовку мотивированных предложений для включения в план работы коллегии Федерального агентства по рыболовству и Общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству  на 2014-2016 годы.

19. Учитывая исключительную важность обсуждаемых вопросов провести в сентябре 2015 года очередную X Международную научно-практическую конференцию «Производство   рыбных продуктов: проблемы, новые технологии,  качество».

Приложение

СПИСОК предприятий и организаций, принимавших участие в работе IХ Международной научно-практической конференции: «Производство   рыбной продукции: проблемы, новые технологии, качество».

№ п/п

Предприятие, организация

Область, город, страна

 

"A.Schmidt&Co"

г.Гамбург, Германия

1

"KRONEN" GmbH

г. Райн, Германия

2

"Аквапродукт" ООО

Владимирская обл., г.Карабаново

3

"АЛКОА СМЗ" ЗАО

г.Москва

4

"Амикс-Фиш" ООО

г.Калининград

5

"Антэк-М" ООО

г.Москва

6

"Архангельская рыбная компания" ООО

г.Архангельск

7

"Архангельский траловый флот" ОАО

 г.Архангельск,

8

"АСсоль"ООО

г.Москва

9

"Астрахань Фиш" ООО

г. Астрахань,

10

"Атлант Пасифик" ЗАО

г. Москва

11

"АтлантНИРО" ФГУП

г. Калининград.

12

"Бабынин И.А." ИП

 г. Белгород

13

"Банг и Бонсомер" ООО

г. Москва

14

"Белрыба" ОАО

г. Минск, Республика Беларусь

15

"Биофуд Спайс" ООО

г.Москва

16

"БОЯР" ООО

Калужская обл., г. Малоярославец

17

"Ваш технолог" ООО

Г. Санкт-Петербург

18

"Витебскрыба" ОДО

 г.Витебск, Республика Беларусь

19

"ВНИРО" ФГУП

г.  Москва,

20

"Водолей" ООО

Ленинградская обл., Ломоносовский р-н, д.Горбунки

21

"Гипрорыбфлот" ОАО

 г. Санкт-Петербург 

22

"Гловер" ООО

Московская область, г.Дмитров

23

"Григорьев" ИП

г.Чебоксары, Чувашская Республика

24

"Делси-С" ООО

 г. Сосновоборск, Красноярский край

25

"Дивный берег" ООО

Республика Татарстан, г.Казань

26

"Дуко-Техник" ООО

г.Москва

27

"За Родину" Рыболовецкий колхоз

г.Калининград

28

"Идас" ООО

г.Москва

29

"Институт ядерных исследований НАН Украины"

Украина

30

"Калачинская Рыбоперерабатывающая Компания" ООО

Омская обл. г. Калачинск,

31

"Калининградский государственный  технический университет" ФГОУ ВПО «КГТУ»

г.Калининград

32

"Каспрыбтестцентр" ООО НИ и АЦРП

г.Астрахань

33

"Компания Караван" ООО

Краснодарский край, пос. Белозерский

34

"Конструкторское бюро автоматических линий им. Л.Н.Кошкина" ОАО

Московская обл. г. Климовск,

35

"КС Витязь" ООО

г.Москва

36

"Матимэкс" ЗАО

г. Москва

37

"Мир упаковки" ЗАО

г.Москва

38

"Навага" ООО

Калининградская область, Гурьевский район район,

п. Заречье

39

"НИЖЕГОРОДРЫБА ПЛЮС" ЗАО

 г. Нижний Новгород

40

"НОРЛИ-Т" ООО СП

Смоленская область,

г. Вязьма 

41

"ОКЕАН" ООО

г.Рязань

42

"Орион" 000

г. Санкт-Петербург

43

"Перуза РУС" ООО

представительство Латвии:

Самарская обл., г.Тольятти

44

"Перуза" ООО

Латвия

45

"Пивиков В.И." ИП

Томская область, Томский район, п. Апрель

46

"Пингвин" ООО

 г.Киров

47

"ПИНРО» ФГУП

 г. Мурманск

48

"Посейдон -2000" ООО

г.Светлый Калининградской обл.

49

"Посейдон" ООО

Омская обл. г.Калачинск

50

"Производственная организация "САНТ" ООО

Ленинградская обл., дер.Низино

51

"ПФК Капитан" ООО

г.Рязань

52

"РОК 1" ОАО

, г. Санкт-Петербург

53

"Рыба и морепродукты"

г.Москва

54

"Рыбный  цех  ИП Казаков В.А"

 г.Оренбург

55

"Рыбный Дом" ООО

г.Москва,

56

"Рыбный цех "Капитан" ИП Лукашев Д.В.

г.Владимир

57

"Рыбный цех ЗАО "Нефтегазстрой",ООО

Великий Новгород

58

"Рыбомиров" Компания

г.Уссурийск

59

"Салехардский комбинат" ООО

г.Салехард

60

"Санта Бремор" ООО СП

 г.Брест Республика Беларусь

61

"Север" фирма ООО

г.Киров

62

"Сергиевопосадский хладокомбинат" ОАО

г.Москва

63

"Судореммашавтоматика" ООО

 г.Калининград

64

"ТД Текспро"

г.Санкт-Петербург

65

"ТЕХНОЛАТ" ООО

г.Калининград

66

"Технологический Центр "ИНТЕХКАМ"

г.Петропавловск-Камчатский

67

"Томский рыбозавод" ООО

г.Томск

68

"Томский экспертный центр"

г. Томск

69

"Торговый дом Амикс-Фиш"

г.Калининград

70

"Удмуртский хладокомбинат» ОАО

г. Ижевск Удмуртская Республика

71

"Узловая рыба" ООО

г.Тула

72

"Федеральное агентство по техническому регулиро-ванию и метрологии"

г. Москва   

73

"Федоров С.Н." ИП

Московская область Солнечногорский р-н, д.Юрлово

74

 "Фосфорель" ООО

г.Воронеж

75

"Хромов С.В." ИП

Владимирская обл., г.Ковров,

76

"Центр новых технологий и бизнеса" ЗАО

г.Москва

77

"Шафран" ООО

г.Калининград

78

"Эй Пи Интернэйшнл" ООО

г.Москва

79

"ЭСПО Маркет" Группа компаний

г.Москва

80

«Независимый Экспертно-Сертификационный центр» ООО

г. Хабаровск

81

«Рыбхоз «Волма» ОАО

Республика Беларусь, Минская обл., Червенский р-н, поселок Озерный

82

Glad&Marstrand A/S

Дания

83

КТ “ООО Штерн Ингредиентс”

г.  Москва

84

СП "Санта Бремор" ООО

РБ, г.Брест, Республика Беларусь

85

Евразийская Экономическая Комиссия

г. Москва

86

Федеральное агентство по рыболовству

г. Москва

87

Западно-Балтийское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству

г. Калининград

Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>