Рыба и таможенно-тарифная политика: чего ждать от ЕЭК?
Уже нынешней осенью будет утверждён интересный и важный документ – «Основные направления таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации на среднесрочную перспективу».
Считаю важным, чтобы в документе были отражены некоторые существенные инструменты таможенно-тарифного регулирования применительно к рыбной отрасли. Комиссия РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре проведёт в ноябре специальное заседание на эту тему, потому что по поручению Правления РСПП мне поручено выступить по вопросу «Таможенно-тарифное регулирование в рыбной отрасли» при обсуждении проекта «Основных направлений…» в ЕЭК.
Вот как обстоят сейчас дела с таможенным регулированием на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Действующий Единый таможенный тариф Таможенного союза (ЕТТ ТС) содержит 11 308 товарных позиций. В 2013 году были пересмотрены ставки ввозных таможенных пошлин в отношении 5 041 десятизначных товарных позиций, 2 518 из которых являются чувствительными. При этом при реализации тарифных обязательств было детализировано 235 позиций, из которых 122 относятся к чувствительным товарам. В результате этой работы Единый таможенный тариф Таможенного союза увеличился на 294 тарифных линии. Более 70% ставок – 3 754 имеют адвалорный формат, а 30% ставок составляют комбинированные и специфические ставки. Около 20% ставок в адвалорном формате снижаются на один процентный пункт, в целом среднее снижение адвалорных пошлин составит 1,8 процентных пункта. Минимальная ставка в массиве корректируемых позиций ЕТТ ТС составит 0% (при этом снижение коснулось ряда товарных позиций с действующими ставками – 5 – 10%), а максимальная ставка составляет 24% при снижении с 25%.
В первом полугодии 2013 года средневзвешенная ставка ЕТТ ТС составляла 7,93%. В период с сентября 2013 по сентябрь 2014 средневзвешенная ставка ЕТТ ТС будет находиться в диапазоне 7,0 – 7,2%.
Теперь о том, что считаю важным в дальнейшей работе.
Первое. Нужна точечная корректировка ставок ЕТТ ТС с учётом отслеживания объёмов импорта и ситуации на совокупном рынке Таможенного союза. Надеюсь, что в рамках ЕЭК будет происходить работа по оценке конкурентоспособности отраслей и производств стран Таможенного союза, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные и стимулирующие функции.
К сожалению, ни Росрыболовство, ни Минсельхоз такой работой не занимаются. Минсельхоз хранит глубокомысленное молчание, а «информационные пузыри» Росрыболовства (например, по поводу рынка сельди) не вызывают ничего кроме усмешки и в ЕЭК, и в ФТС. Настолько сырые и неподготовленные материалы даже не будут приняты в работу. Достаточно привести только один пример: аналитики Росрыболовства утверждают, что добытчики продают сельдь для российских покупателей по 36 рублей. «В огороде бузина, а в Киеве – дядька». Приехали бы во Владивосток и посмотрели объявления – цена на сельдь составляет 20 – 25 рублей за килограмм. Конечно, при таком «качестве» рыбной аналитики обосновать меры таможенно-тарифного регулирования просто невозможно. А жаль – российский рыбный рынок нуждается в умной, но не истеричной таможенно-тарифной политике.
Второе. Нужны новые подходы к эскалации таможенного тарифа с учётом перспектив создания рыбопромышленного кластера на Дальнем Востоке. За разговорами о государственных инвестициях (на мой взгляд, несбыточными разговорами) забыли о другом – о системе преференций, которая станет «магнитом» для частных инвесторов (особенно иностранных).
Стимулирование производственно-технологической кооперации и переноса обрабатывающих и сборочных производств на территорию государств – членов Таможенного союза (а суть рыбопромышленного кластера – именно в этом!) наряду с применением критериев добавленной стоимости может потребовать изменения традиционных подходов к осуществлению эскалации таможенного тарифа. Может потребоваться анализ целесообразности сохранения нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на многие виды высокотехнологичных компонентов в случае, когда они тормозят локализацию производств, а тем самым – перенос процессов создания добавленной стоимости на территорию Таможенного союза.
Следовательно, вырастет актуальность узконаправленной и целевой эскалации таможенного тарифа, при которой разница в уровнях ставок импортных пошлин на готовую продукцию и импортируемое сырье будут определяться исходя не из стандартного «шага» эскалации, а исходя из максимизации увеличения добавленной стоимости товара в процессе его переработки с сохранением (!) экспортной конкурентоспособности.
Третье. Важное направление – обеспечение единообразного применения Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25 января 2008 года. До сих пор нет полноценных рекомендаций ЕЭК по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров в конкретных ситуациях при ввозе товаров, аналогичных Case studies Технического комитета по таможенной оценке ВТО. Очень много судебных споров между рыбаками и таможенниками как раз вызвано этим, поэтому мы примем самое активное участие в подготовке соответствующих рекомендаций ЕЭК.
Председатель Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Г.С.Зверев.