Инициативы "рыбацкого лобби" лишают сырья рыбопереработку в России
Инициативы так называемого рыбацкого лобби, которые законодательно освободили компании прибрежного лова от обязанности доставлять уловы на российский берег, уже ощутимо ударили по береговым предприятиям Мурманской области. Местные рыбопереработчики уже ходатайствуют о внесении корректировок в недавние изменения закона "О рыболовстве". Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на ПримаМедиа.
Как сообщает "Мурманский вестник", рыбаков-"прибрежников" изменения в законодательстве порадовали, развязав руки и дав возможность не мчаться поскорее на разгрузку, если рыба, что называется, пошла. Вот только уловы нередко идут теперь мимо береговых фабрик. В особо сложной ситуации оказались пять предприятий области, нацеленных на глубокую переработку и выпуск высококачественной продукции, отмечает издание.
"Сегодня у нас сырье на фабрике есть, а в ближайшие три дня его точно не будет, - поделился с "Мурманским вестником" учредитель рыбофабрики "Рубин" Роман Кулик. - После изменений в рыболовном законодательстве, которые произошли летом и позволили замораживать рыбу в море, она поплыла уже мимо наших фабрик. И суть прибрежного рыболовства, направленного прежде всего на загрузку берега, оказалась искажена. Теперь сырья не хватает, работаем примерно два дня в неделю. За последние два месяца его поставки, а соответственно и наше производство, упали втрое".
По информации ГТРК "Мурман", руководство областного комитета рыбохозяйственного комплекса, промысловики, контролирующие органы и представители береговой переработки уже приступили "к работе над ошибками" - готовят поправки с прицелом направить их в Минсельхоз РФ.
От редакции агентства отметим, что свое сочувствие мурманским рыбопереработчикам выразил даже Герман Зверев – президент дальневосточной Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) и председатель "рыбной" комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей.
"Сырьевой голод для мурманских рыбопереработчиков - это серьезный сигнал для региональных властей. Напомню, после внесения поправок в закон о рыболовстве, поправок, устранивших искаженное правовое регулирование прибрежного рыболовства, я обратил внимание коллег на правовую форму, в которую правительство облекло "привязку" водных биоресурсов к прибрежному рыболовству. Правительство на основании предложений субъектов Федерации (это важно) определяет для каждой подзоны каждого рыбохозяйственного бассейна виды водных биоресурсов, которые обязательно нужно доставлять для переработки на берегу", - отмечает 23 октября в своем блоге господин Зверев.
По мнению эксперта, правительства Мурманской области и соседних регионов могли просто "забыть" о тех 20 тысячах тонн трески, которые в Северном бассейне добываются в режиме прибрежного лова и до недавнего времени составляли сырьевую базу мурманской переработки.
Напомним, что накануне принятия закона "Об аквакультуре" (ряд положений которого и "освободил прибрежку"), президент АДМ однозначно выражал поддержку инициативам рыбопромышленников, желающих, как предполагалось, "распахнуть экспортные просторы" перед уловами "прибрежников".
"Сейчас почти 150 тысяч тонн минтая добывается на Камчатке в прибрежном промысле, причём больше половины - в Беринговом море, там, где продолжается путина (в Охотском море - перерыв до осени). Свыше 35 тысяч тонн трески добывается на Камчатке в прибрежном промысле. Только на этих двух объектах рыбаки планировали заработать до конца года 5 - 6 млрд", - со знанием дела рассуждал "главный российский минтайщик".
Интересное совпадение – в день, когда господин Зверев опубликовал свои "соболезнования" российской рыбопереработке (то есть 23 октября), стало известно и о том, что Арбитражный суд Москвы оставил в силе решение Федеральной антимонопольной службы, признавшей Ассоциацию добытчиков минтая виновной в организации картеля. Антимонопольщики, напомним, уже выставили сговорившимся компаниям многомиллионные штрафы, а также передали материалы в полицию для возбуждения в отношении организаторов картеля уголовного дела по ст. 178 УК РФ.
Как ранее сообщало агентство, во главе же инициаторов "освобождения прибрежки" оказались члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области – сенатор Александр Верховский (являющийся также и членом совета АДМ) и депутат Госдумы Георгий Карлов. "Народные избранники", судя по открытой информации, давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.
Отметим, что Александр Верховский - владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний - считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока –должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.
Между тем, как ранее сообщало агентство, "похороны" российской рыбопереработки на Дальнем Востоке начались гораздо раньше, чем в Мурманской области, однако законодательные инициативы так называемого "рыбного лобби", как представляется, придали им в этом году новый новый импульс.
Например, по данным сахалинской таможни, в 2013 году по большинству видов водно-биологических ресурсов и морепродуктов, выловленных компаниями области, отмечается существенный рост экспортных поставок в страны АТР. Не отстает и Приморский край - экспорт рыбы и морепродуктов вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 25,8%.
По мнению автора публикации делового еженедельника "Золотой Рог", последствия освобождения рыбаков-"прибрежников" от обязанности доставлять уловы для переработки на российский берег уже были наглядно продемонстрированы в ряде регионов Дальнего Востока РФ. Поддержанные местными властями массовые нарушения закона "О рыболовстве" "подкосили" предприятия береговой рыбопереработки, считает журналист "ЗР".