Рыбопромышленники Мурманской области обсудили вопросы сохранения стабильности в своей отрасли
28 октября председатель Комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский провел пресс-конференцию по теме «Разъяснение позиции рыбопромышленников, касающейся предложения Федеральной антимонопольной службы по пересмотру исторического принципа наделения пользователей долями (квотами) с 2018 года». Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на new.gov-murman.ru.
Во встрече с журналистами также приняли участие председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев, директор Союза судоремонтных предприятий, депутат городского Совета Мурманска Ирина Мокерова, Почётный гражданин города Мурманска, почётный председатель Союза рыбопромышленников Севера Виталий Касаткин и председатель Координационного совета ассоциаций, объединений и предприятий рыбной промышленности Северного бассейна, член Совета по развитию рыбохозяйственного комплекса России, Заслуженный работник рыбного хозяйства России Вячеслав Зиланов.
Основными темами, затронутыми на пресс конференции, стали вопросы сохранения стабильности в рыбной отрасли на основе исторического принципа распределения долей квот водных биоресурсов, а также проблема незаходных судов.
Сегодня Мурманская область - один из ведущих рыбохозяйственных регионов России. На долю рыболовства приходится около 8 % валового регионального продукта области.
При этом следует отметить, что до 2004 года, то есть до установления долевого принципа распределения квот вылова рыбы, был период экономического упадка отрасли, который связан с распределением квот посредством аукционов.
В 2003 году в регионе финансовый результат по рыболовству составил минус 4,8 млрд. руб., 61% организаций были убыточны. Средняя зарплата персонала составляла 88% от средней по промышленности (9,3 тыс. рублей).
Применение существовавшего в тот период механизма продажи квот на аукционах привело к тому, что многие отечественные предприятия попали в экономическую зависимость, прежде всего от иностранного капитала, фактически кредитовавшего их участие в торгах. Кроме этого, погоня за быстрым доходом в целях окупить затраты на участие в этих аукционах создала предпосылки для незаконного, несообщаемого, а по существу браконьерского промысла наиболее ценных видов водных биоресурсов.
Ограниченность допустимого к вылову объёма по основным добываемым объектам водных биоресурсов и большая капиталоёмкость деятельности по их добыче во многом стали причинами установления с 2004 года на законодательном уровне долевого принципа распределения квот добычи водных биологических ресурсов, на которые устанавливается общий допустимый улов.
После введения в 2004 году долевого принципа распределения квот на основе истории о вылове отрасль стала работать эффективнее.
На 11 млрд. рублей вырос финансовый результат, в 5 раз выросли налоги, в 9 раз к уровню 2000 года увеличилась заработная плата работников, начат процесс обновления основных производственных фондов (модернизация и строительство рыбопромысловых судов).
Исторический принцип закрепления долей предоставляет предприятиям возможность осуществлять планирование своей работы и практически устраняет различные коррупционные схемы распределения ресурсов.
С другой стороны, возникла ситуация, когда из-за снижения темпов по строительству судов рыболовного флота российскими судостроительными заводами отечественные судовладельцы в настоящее время приобретают суда у зарубежных судостроительных компаний, а также осуществляют модернизацию имеющегося флота за границей.
В соответствии с российским законодательством и нормами Таможенного союза построенные или модернизированные за границей рыбопромысловые суда при заходе в порты России облагаются таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость, которые в сумме составляют около 23% от инвестиционных затрат. С учётом высокой стоимости рыбопромысловых судов сумма платежей при их таможенном оформлении, как правило, превышает финансовые возможности предприятий. В связи с этим значительная часть рыболовного флота не заходит в отечественные порты, обслуживается и ремонтируется за рубежом, где построена обширная инфраструктура, в том числе и портовая, ориентированная на работу с российскими судами.
Проблема так называемых незаходных судов является существенным сдерживающим фактором развития морских портов Северного бассейна и, в частности, рыбного порта Мурманск. Для примера предприятия только нашего региона тратят не менее 5 миллиардов рублей на обслуживание своих рыбопромысловых судов в иностранных портах.
Для решения этой проблемы предлагается освободить от уплаты таможенной пошлины и НДС суда рыбопромыслового флота, приобретённые, построенные или прошедшие модернизацию за рубежом, а также оборудование и комплектующие для рыбопромысловых судов, наряду с оборудованием для рыбоперерабатывающих фабрик и предприятий аквакультуры.
Рыбаки настаивают на сохранении исторического принципа закрепления долей квот вылова водных биоресурсов на новый период, после 2018 года, и на скорейшем решении проблемы незаходных судов.