100 лет рыбохозяйственному образованию в России
В этом году высшее рыбохозяйственное образование в России отмечает юбилей: ровно 100 лет назад император Николай II подписал закон об учреждении отделения рыбоведения при Московском сельскохозяйственном институте. Он положил начало созданию системы образовательных учреждений, которая на протяжении века исправно готовит специалистов для рыбной отрасли нашей страны. Со временем рыбохозяйственный факультет Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева был преобразован в институт рыбной промышленности и хозяйства, который в 1958 г. перебазировался в Калининград, где впоследствии получил название Калининградского государственного технического университета. Об этом сообщает www.Fishnet.ru со ссылкой на РИА Fishnews.
С какими результатами КГТУ подходит к знаменательной дате и в каких направлениях отраслевое образование будет развиваться в новом веке, в интервью рассказал ректор университета Владимир Волкогон.
– Действительно, Калининградский государственный технический университет стоял у истоков высшего рыбохозяйственного образования, поэтому можно считать, что нашему вузу исполнилось сто лет. Но хотя мы выступили с инициативой проведения этого праздника, считаю, что он касается всех вузов Росрыболовства. Символично, что именно к столетию отраслевой высшей школы завершено формирование сети университетских комплексов, которые расположены в Мурманске, в Петропавловске-Камчатском, во Владивостоке, в Астрахани и в Калининграде.
Нам удалось консолидировать под эгидой высших учебных заведений все рыбохозяйственное образование, начиная с колледжей, и создать такие кластеры в каждом рыбацком регионе. Это весомое достижение, с которого начинается новая ступень совершенствования и развития отраслевого образования, выбор приоритетов и равнение на лучшие международные примеры подготовки плавсостава и специалистов для рыбной отрасли. Среднее профессиональное образование, я имею в виду колледжи, – это первая ступень высшего, и то, что нам удалось сохранить его на федеральном уровне под общей идеологией отраслевой подготовки, а не упустить, передав на регионы, я считаю еще одним очень значимым успехом и победой руководства Росрыболовства.
В КГТУ мы первыми приступили к созданию такого комплекса, присоединив Калининградский морской рыбопромышленный колледж к Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота в качестве структурного подразделения. А затем мы разработали концепцию обособленных структурных подразделений. Думаю, что это тоже успех: мы смогли сформировать структуру таким образом, что за счет обособленности академии, относительной обособленности колледжа, а сейчас еще и филиала КГТУ в Санкт-Петербурге, мы не делаем административных ошибок. Несмотря на то, что это одно юридическое лицо, каждое подразделение, где десятилетиями складывались традиции, методология, научные школы, продолжает работать под единой идеологией качества образования, организации образования и совершенствования научных знаний.
– Владимир Алексеевич, а насколько востребованы морские профессии в глазах современной молодежи? И какие направления подготовки специалистов для рыбного хозяйства, на ваш взгляд, наиболее перспективны?
– Чем больше кризис, тем больше желающих идти в море, несмотря на такие трудности, как отрыв от семьи, замкнутое пространство, риск и опасность работы на флоте и т.д. Если рассматривать Калининградский регион, то в колледже, куда учащиеся принимаются в основном на базе неполной средней школы (9 классов), огромный конкурс на морские специальности. Мы даже на платной основе не можем принять всех желающих. Все бюджетные места по морским специальностям в БГАРФ тоже заполняются без проблем, несмотря на то что и в прошлом учебном году, и в нынешнем их количество было увеличено, а выпускников 11-х классов, напротив, стало меньше.
Популярность морских профессий мы увязываем, прежде всего, с тем, что в этой сфере нет проблем с трудоустройством. Более 90% выпускников устраиваются по специальности, которая указана у них в дипломе. Даже те, кто после высшего учебного заведения сразу идет служить в армию, – отнюдь не безработные. Это ребята, которые имеют плавценз, имеют все документы на работу в море и сразу после возвращения получат или уже получили дипломы на первое морское звание.
И в колледже, и в академии в последние годы мы ставили задачу, чтобы выпускник с морской специальностью имел полный пакет документов для работы в море, не неся никаких личных затрат на прохождение тренажерной, конвенционной и другой подготовки. Такие меры позволяют ребятам успешно трудоустраиваться. Начиная с третьего курса, по отдельным курсантам есть целевые трехсторонние договоры, в том числе с зарубежными компаниями.
На практику мы стараемся направлять в первую очередь на суда рыбопромыслового флота. Так сложилось с давних пор: если ты приходишь на первое рабочее место, тебя там хорошо встретили, да еще и повезло – у тебя появился хороший наставник, то после окончания учебного заведения ты постараешься попасть именно туда. Конечно, везет не всем. Не всегда руководство судна и экипаж понимают, что этот парень через год-полтора вернется к ним уже в качестве специалиста, и не нужно его использовать как дешевую рабочую силу в трюме или в рыбцеху. Его нужно и учить, прежде всего, выбранной специальности, чтобы на мостике, в машинном отделении или в рефотделении он после выпуска чувствовал себя, как дома. В этом случае вчерашние практиканты после окончания учебного заведения вновь идут работать на рыбопромысловый флот.
Надо сказать, что по морским специальностям в академии до сих пор существует что-то вроде распределения. Оно носит не юридический характер обязательной отработки трех лет, как это было в советские времена, а скорее формат предложения рабочих мест. И знаете, последние годы мест, предлагаемых для работы выпускникам, гораздо больше, чем самих выпускников. Поэтому с трудоустройством ребят, которые выбрали в перспективе море, проблем нет.
Безусловно, всегда есть те, кто ошиблись со специальностью. Они определяются буквально после первой или второй практики. Но потенциал, заложенный техническим образованием, во многом бывает востребован и на берегу: в том же портофлоте, в инспектирующих, контролирующих органах, в лоцманских или административных подразделениях. Кроме того, в нашем комплексе – и в университете, и в академии, и в колледже – работают центры содействия трудоустройству, которые организовывают прохождение практики, предлагают вакансии выпускникам, отслеживают их трудоустройство и карьерный рост в течение нескольких лет.
Среди наиболее популярных направлений у абитуриентов на сегодняшний день – морское судовождение, эксплуатация судовых энергетических установок, холодильная криогенная техника. Трудоустройство таких молодых специалистов на рынке труда достигает 99%. Я думаю, что не так много вузов могут похвастаться аналогичными цифрами. В КГТУ также очень востребованы специальности, связанные с аквакультурой, энергетикой, строительством, в принципе все инженерные направления всколыхнулись последние два-три года. Абитуриенты и их родители очень быстро реагируют на ситуацию с трудоустройством и карьерными возможностями, и как только Президентом пару лет назад было дано поручение обратить внимание на развитие инженерного образования, востребованность инженерных дисциплин и в университете, и в академии сразу увеличилась.
– Современная экономика бросает новые вызовы высшему профессиональному образованию. В какой мере материально-техническая и методическая база КГТУ и его обособленных подразделений позволяют решать эти задачи? Какими путями удается сохранять «золотой запас» вуза – профессорско-преподавательский состав, привлекать молодые кадры?
– Одна из самых больших проблем не только КГТУ, но и большинства вузов нашей страны, – это старение научных и преподавательских кадров. К сожалению, последнее десятилетие не уделялось внимания системному подходу к взращиванию и стимулированию, мотивации молодежи к работе в науке и преподавательской деятельности, что и породило сейчас провал. И в академии, и в университете разработаны определенные программы, чтобы, с одной стороны, заинтересовать профессоров, докторов наук, опытных преподавателей в наставничестве, а с другой стороны, мотивировать старшекурсников и аспирантов оставаться в высших учебных заведениях через выделение служебного жилья, через определенные гранты, дополнительные стипендии и т.д.
Хочется верить, что этот процесс сдвинулся с мертвой точки. Идет определенное омоложение, пока не в тех объемах, какие требуются, но все-таки есть и в этом плане подвижки. Конечно, есть заведующие кафедрами, руководители научных школ, которые не бросали взращивание молодежи, и там проблем нет, можно только порадоваться за эти направления. Но немало таких, где средний возраст на кафедрах – за 70 лет, и молодежи на подхвате практически нет, вот это большая проблема.
Одна из причин такого положения – уровень заработной платы. Опять же Президентом поставлена задача до 2018 года вывести зарплату профессорско-преподавательского состава на уровень вдвое выше среднего по региону. И самое главное, что это не просто лозунг, в этом году начали выделяться дополнительные денежные средства. Сейчас важно не подорвать веру молодежи в то, что у нее есть перспективы в сфере образования.
Что касается содержания и развития материально-технической базы, то нам очень сложно конкурировать в нашем регионе с Балтийским федеральным университетом, где совершенно другой порядок финансирования. Я вижу здесь только один путь: определив приоритеты развития, осуществить переформирование денежных средств, поступающих на финансирование всего нашего комплекса. А приоритетные направления для нас, так уж сложилось за столетнюю историю, – это инженерные и отраслевые специальности, за которые мы должны держаться.
За счет внутренних резервов и определения приоритетов мы можем что-то сдвинуть и постепенно развиваться. В этом году мы приобрели компьютерной и информационной техники, включая серверы, оборудование для лабораторий и управленческого персонала, в три раза больше, чем в прошлом году, и в десять раз больше, чем в позапрошлом. Прилагаем большие усилия, чтобы привести в должное состояние студенческие общежития – за три-четыре года это будет сделано. Некоторые наши партнеры из числа работодателей выделяют денежные средства на развитие лабораторной базы, например по энергетике.
– Вы не раз говорили о необходимости интеграции рыбохозяйственной науки и образования и возможности создания пилотного кластера в Калининграде – на базе КГТУ и АтлантНИРО. Каким образом грядущая реорганизация отраслевых НИИ скажется на взаимодействии с образовательными учреждениями?
– Действительно впервые я озвучил данную идею на Гайдаровских чтениях в виде доклада, а затем на коллегии Росрыболовства, даже не предполагая, что будет предложена приватизация отраслевых научных учреждений. Когда в июле было объявлено о включении рыбохозяйственных институтов в план приватизации, конечно, стали искать пути их сохранения в том же ракурсе, в каком удалось отстоять средние профессиональные учебные заведения. Появилось предложение о том, чтобы и их включить в университетские комплексы.
В Калининграде была создана рабочая группа под председательством Константина Кухаренко, в течение многих лет руководившего АтлантНИРО, которая тщательно изучила все плюсы и минусы такого объединения. Но 24 сентября на совещании руководитель ФАР Андрей Крайний объявил о том, что удалось решить вопрос об исключении научных институтов из списка подлежащих приватизации объектов государственного имущества. Решение об объединении НИИ с университетами может быть принято, чтобы предотвратить попытки их приватизации в дальнейшем. Предложения по Калининградскому региону представлены, но рассматриваться этот вопрос будет только после того, как институты будут реорганизованы в бюджетные учреждения.
Пока АтлантНИРО не прошел реорганизацию, а является ФГУП, говорить об объединении юридически невозможно. Поэтому мы ждем решения учредителя в лице Росрыболовства. Если придерживаться той же стратегии, к которой мы прибегли, создавая образовательный комплекс с обособленными структурными подразделениями, сохранять уклад и традиции колледжа, академии, а впоследствии и научно-исследовательского института, все от этого только выиграют. Ведь научные разработки университетов не всегда доходят до производства. Если Росрыболовство примет решение об объединении, то маленький мостик от научной работы вуза к производственным процессам АтлантНИРО, где есть два научных судна, техническая база и опыт по внедрению инноваций, станет широким мостом, который позволит решать эти вопросы.
Задача ликвидации провала между научными разработками и их внедрением в производство актуальна и для других отраслей. Ведь не случайно 14–15 ноября в Новосибирске пройдет международный форум технологического развития, одной из главных тем которого станет интеграция технического образования, науки и производства. Объединение с научными институтами, на мой взгляд, станет шагом на пути преодоления этой пропасти, чего много лет добивается руководство нашей страны, и что много лет у нас никак не получается. Если взять интеллектуальную составляющую – научные изыскания, идеи, разработки – в себестоимости продукции, то у нас в стране она ниже, чем в развитых странах в пять-шесть раз.
– КГТУ выиграл конкурс на разработку проекта профессиональных стандартов для рыбохозяйственной отрасли. В конце сентября в Калининграде прошло финальное обсуждение этого документа. К какому решению пришли эксперты? Каковы дальнейшие шаги по утверждению стандартов и насколько важно их принятие для отрасли?
– 18 октября в Москве перед комиссией состоялась защита профессиональных стандартов, главным разработчиком которых был Калининградский государственный технический университет. Стандарты создавались по десяти направлениям: изготовитель орудий лова, мастер добычи рыбы, специалист по добыче рыбы, инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов, гидробиолог, ихтиолог, инженер-рыбовод, рыбовод, матрос рыбопромыслового судна, капитан судна рыбопромыслового флота.
Комиссия отметила довольно высокий качественный уровень представленных материалов. Да, был сделан ряд замечаний, мы не выполнили некоторые сроки, но справедливости ради нужно сказать, что мы осознанно пошли на это, зная, что в четыре-пять недель, отведенных на разработку каждого стандарта, уложиться нереально, тем более в летний период.
Но надо сказать, что все, кто принимал участие в этой работе, – сотрудники центрального учебно-методического кабинета Росрыболовства, университета, академии, колледжа, наши коллеги с Дальнего Востока и других регионов – сработали оперативно. Огромное им спасибо! Мы создали экспертные группы, которые способны выполнять сложные задачи, и в дальнейшем планируем участвовать в конкурсах на разработку еще трех профессиональных стандартов.
Крайне важно, чтобы стандарты для рыбной отрасли разрабатывали профессионалы, потому что представленные проекты стандартов по некоторым направлениям специалистам читать просто смешно. Выиграв конкурс, мы получили возможность эти стандарты переработать и оформить в соответствии с современными запросами и подходами, с учетом требований стандартизации и системы менеджмента качества. Как говорится, хочешь сделать хорошо, сделай сам. Мы не побоялись взять на себя эту ответственность и постарались сделать хорошо. Сейчас работа над документами завершается, итоговый вариант будет направлен в Министерство труда и социальной защиты. Будем надеяться, что к 2015 г. новые профессиональные требования к работникам рыбной отрасли уже вступят в силу.