{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Бомба замедленного действия для "исторического принципа" распределения квот

18 ноября 2013 15:21

8 ноября комиссия ФАС отложила рассмотрение  дела по признакам нарушения Росрыболовством  закона «О защите конкуренции», выразившегося в нарушении порядка распределения долей квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в атлантической части исключительной экономической зоны Королевства Марокко, предусмотренного законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».  Некоторые юристы полагают, что судебный прецедент может привести  к пересмотру закона о рыболовстве. Тему исследует главный редактор Fishnet.ru Вячеслав Юрьевич Сухов.

В этом деле есть определенные особенности. Прежде всего, это связано с уникальной, сложившейся  с 2010 года, системой распределения российской квоты в зоне Марокко.

При согласовании Росрыболовством условий соглашения в федеральных ведомствах Минфин высказался против выплаты финансовой компенсации Марокко из средств федерального бюджета. Подобная фиксированная финансовая компенсация существует в соглашениях ЕС с Марокко и Мавританией и выплачивается  Евросоюзом централизованно. Помимо этого предусмотрены платежи, которые осуществляются непосредственно судовладельцами, исходя из конкретных объемов промысла.

Сопоставив финансовые результаты деятельности и возможные потери в случае прекращения промысла, российские судовладельцы, традиционно участвовавшие в рыболовстве в этом регионе, согласились оплачивать финансовую компенсацию (5 млн. долларов в год) из собственных средств. Однако ни Росрыболовство, ни другие госструктуры не нашли возможности проводить эти платежи через федеральные счета.

В сложившихся условиях по инициативе рыболовных компаний, работавших на тот период в Марокко, была создана «Ассоциация отечественных рыбопромышленников, ведущих промысел в зонах стран западного побережья Африки» (АОРЗПА). Эта ассоциация и взяла на себя функции по централизованной оплате финансовой компенсации за счет взносов членов ассоциации, пропорциональных согласованным долям в общей квоте. Естественно, что при такой схеме правом на получение доли (квоты) наделялись только компании, осуществившие платежи в централизованный фонд. Законодательно эта процедура не была оформлена.

До определенного момента эта схема устраивала всех.

Однако, в сентябре этого года Мурманский траловый флот подал иск к АОРЗПА с требованием признать незаконным решение о распределении квоты, а третьим лицом привлек Росрыболовство. Решение вынесено с грубым нарушением законодательства России и уставных документов АОРЗПА, заявил РБК daily гендиректор МТФ Валерий Цуканов: «Решение также является незаконным в связи тем, что полномочия по распределению биоресурсов относятся к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области рыболовства, в данном случае Минсельхоза и Росрыболовства. Ассоциация, как неправитель­ственная организация, не вправе принимать такие решения о распределении квот вылова рыбы в зоне Марокко».

По мнению МТФ в результате действий АОРЗПА, квота компании в зоне Марокко была снижена с 40 тыс. до 20 тыс. тонн, хотя, исходя из «исторического принципа» (размер квоты определяется на основании вылова компании в этом районе за последние девять лет), МТФ имеет право претендовать на 43% российской квоты в этом регионе, или на добычу 43 тыс. т рыбы.

И здесь мы подходим к самому главному.

В конце 90-х годов из ОАО «Мурманский траловый флот» были выделены четыре компании, получившие созвучные названия  ЗАО «МТФ-1»; ЗАО «МТФ-2»; ЗАО «МТФ-3» и ЗАО «МТФ-4». С 2012 года эти ЗАО называются «Стрелец», «Феникс», «Таурус» и  «Эридан»

Последние несколько лет эти компании, объединившиеся в группу «Еврофиш», наделялись квотами отдельно от МТФ, как в российской ИЭЗ, так и в зонах других стран, имеющих соглашения с Россией. Получали они квоты и в Марокко наряду с другими участниками АОРЗПА.  При этом доли (квоты) в российской зоне были закреплены за компаниями группы «Еврофиш» законодательно при выделении их из Мурманского Тралфлота, а объемы, добывавшиеся в зонах иностранных государств, таких как Марокко и Мавритания, повисли в воздухе. Формально они могут числиться за МТФ.

По словам руководителя Росрыболовства в 2013 году от предприятий поступили заявки на размещение в Марокко 16 судов, при максимально-разрешенном количестве 10 единиц. Предложенное АОРЗПА распределение, очевидно, устроило не всех.

Можно предположить, что между МТФ и группой «Еврофиш» существовала какая-то договоренность о распределении квот в Марокко. Иначе как можно объяснить тот факт, что с 2010 по 2012 год никаких претензий со стороны МТФ не возникало. Арбитрам предстоит разобраться в этой довольно непростой ситуации.

Вместе с тем, в случае удовлетворения иска МТФ, может быть разрушена с таким трудом создававшаяся схема организации российского промысла в Марокко. Кроме того, будет создан неприятный прецедент. За последние 3-4 года в процессе оптимизации квот и флота из многих компаний были выделены отдельные предприятия, проданные другим владельцам. И хотя за этими новыми предприятиями доли (квоты) в ИЭЗ России закреплены законодательно приказами Росрыболовства, при распределении долей на период после 2018 года материнские предприятия в основном сохранившие старые названия, или являющиеся их правопреемниками, могут попытаться вернуть себе квоты используя «исторический принцип». 

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
18 ноября 2013 16:19
Неслабая бомба под исторический принцип распределения квот может получиться. если суд решит дело в пользу МТФ.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>