{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Поэтапное прекращение дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в российских водах

13 декабря 2013 16:57

13 декабря 2013 года состоялось расширенное заседание Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по вопросу о судьбе дрифтерного промысла лососей в ИЭЗ Российской Федерации. Об этом сообщает www.Fishnet.ru.

О дрифтерном промысле лосося идет дурная слава. Сторонники запрета этого вида промысла  приводят три основных аргумента.

Во-первых, дрифтерные сети - абсолютные орудия лова. Все живое, что в них попадает, или гибнет, или получает травмы, после которых трудно выжить. В  сетях гибнут морские млекопитающие, птицы, крупные рыбы, не представляющие интереса для рыбаков. В 2011 представители Счетной палаты России и независимые эксперты провели контрольные мероприятия на дрифтерном промысле. Проверка показала, что за 6 суток в прилове только 6 судов погибло более 370 морских птиц. Сумма ущерба составила 953 тысячи рублей. За всю путину ущерб, по разным оценкам, превысил 238 млн. рублей.

Во-вторых, дрифтерный лов лосося имеет преимущества перед прибрежным промыслом. Он опережает его по срокам и превышает по продолжительности, что негативно влияет на результаты лососевой путины береговых предприятий.

В-третьих, в переработку поступают только лососи наиболее ценных видов, главным образом нерка. Остальная рыба губится без всякого учета.

При этом общий допустимый улов (ОДУ) лосося дрифтерными сетями растет год от года. Так, в 2012 году было официально добыто порядка 16,9 тысячи тонн. А на 2014 год наука рекомендует уже 22,5 тысячи тонн лососей: 11 тысяч тонн для японских рыбаков и 11,5 тысячи – для российских.

Принятое Комитетом 28 мая 2013 года  решение №9/1 «О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в Исключительной экономической Российской Федерации» было поддержано прибрежными субъектами РФ.

Вместе с тем, оно было отрицательно воспринято как самими участниками этого промысла, так и Росрыболовством. Защитники дрифтерного промысла считают, что таким образом контролируется подход лососевых на нерест. По уловам судов дрифтерного лова определяются объемы подхода рыбы и оптимальное время начала и прогноз береговой путины. Также утверждается, что  естественная смертность лосося в море, в среднем, 90 процентов. Если не поймать 22,5 тысячи тонн, которые выделены для дрифтерного лова, на этот объем ляжет естественная убыль. То есть, рыба просто погибнет.

В СССР промысел лососевых осуществлялся исключительно прибрежным рыболовством, главным образом с использованием ставных неводов. Отношение к морскому дрифтерному промыслу японских судов было резко отрицательным, памятуя о ситуации, сложившейся в 50-х годах прошлого века. Тогда, до введения 200-мильных зон, японцы перегораживали пути миграции лососей вокруг Камчатки, перекрывая доступ также и в Охотское море. В результате уловы этих видов на Камчатке составляли не более 140 тысяч тонн, а в отдельные годы падали до 8-10 тысяч. Это привело к катастрофическим последствиям, особенно на западной Камчатке. Было закрыто 25 рыбоконсервных заводов, 36 рыбоперерабатывающих береговых баз, 23 рыбокомбината, разорились 30  рыболовецких колхозов, а 27 поселков прекратили свое существование. На восстановление запасов потребовалось четверть века.

Согласно четырехсторонней Конвенции 1992 года между Россией, США, Канадой и Японией «О сохранении запасов анадромных рыб в северной части Тихого океана» (NPAFC) введен полный запрет дрифтерного промысла лососей за пределами 200-мильных зон стран происхождения запасов анадромных видов. В пределах своих ИЭЗ каждая страна-участница соглашения получила право самостоятельно определять возможность проведения такого промысла.

Россия с 1992 года разрешила японским судам вести промысел в своей зоне на платной основе, первоначально на три года. Тогда же возник и российский дрифтерный промысел в режиме научно-исследовательского рыболовства. В 1992 году такой промысел вели два судна с квотой 380 тонн на каждое судно. К 2008 году в промысле участвовало уже 16 судов, каждое из которых имело квоту 800 тонн. С 2010 года промысел был переведен в режим промышленного рыболовства в связи изменением законодательства, в частности запретом на использование в коммерческих целях уловов научно-исследовательских судов.

На сегодняшнем заседании были озвучены обе точки зрения.

Комитетом было отмечено, что часть вопросов для принятия обоснованного решения относительно поэтапного прекращения дрифтерного промысла тихоокеанских лососей пока не решены окончательно. Не проработаны все аспекты влияния перераспределения промысловой нагрузки с Карагинской и Петропавловск-Командорской  подзон на другие промрайоны.  Не подготовлены рекомендации по установлению видового состава лососей при облове дрифтерными судами пропорционально прогнозам общего объема добычи каждого вида.

Минприроды России при утверждении заключения Государственной экологической экспертизы  ОДУ тихоокеанских лососей  в ИЭЗ России не учтено мнение общественных обсуждений, проведенных на Камчатке, по дрифтерному промыслу. Сама экологическая экспертиза проведена в 2013 году без оценки воздействия дрифтерного промысла на окружающую среду и водные биологические ресурсы. Также не сформулированы показатели поэтапного сокращения промысла.

Комитет порекомендовал Минсельхозу и Минприроды обратить внимание на эти вопросы, ускорив их решение. Также Минюсту рекомендовано ускорить проведение регистрации Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Подготовленная Минсельхозом  новая редакция правил предусматривает сокращение сроков осуществления дрифтерного промысла и устанавливает минимально разрешенный размера ячеи 65 мм. (В предыдущей редакции размер ячеи почему-то вообще не был установлен). 

{{countTopicsText}}
Александр Макаров
13 декабря 2013 17:20

Да, важный вопрос для всех участников рынка ТО лососей, не только для тех, кто ловит нерку для экспорта в Японию.
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>