Мойва идет на Кильдин
С некоторым сомнением шла на очередной промысловый час в Союз рыбопромышленников Севера. Думалось, как обычно, пойдут разговоры, куда идти судам, каковы результаты промысла, радует ли гидрометеообстановка в районах добычи рыбы. Но, оказалось, не единой рыбой сыт сегодня рыбак. На этот раз совещание в СРПС выглядело больше учебным классом, где опытные судовладельцы получают не только информацию о рыбе, но и делятся текущими проблемами отрасли. Об этом сообщает mvestnik.ru.
- Расскажу поучительную историю, - поделился замдиректора компании «Персей» Валерий Малашенко. - На днях норвежская инспекция посетила одно из наших судов и находилась там больше 13 часов. Казалось, все прошло хорошо, инспекция не нашла никаких нарушений на судне. Но вдруг, когда они практически уже сели в свой катер, то увидели несколько рыбин у борта. Дело было ночью, разобраться, что за бортом, фактически было трудно, и группа проверяющих вновь вернулась на судно.
А разгадка оказалась проста. Моряки увидели, что инспектора покидают борт траулера, и расслабились. Несколько мелких экземпляров скумбрии, которая была взята ими с берега и использовалась для наживки, ушли за борт через шпигат.
- Это они сильно рисковали! - последовала реплика.
- Действительно так, - согласился представитель «Персея». - Однако в данном случае, всех тщательно опросив, инспектора убедились, что это не выброс выловленной рыбы, и ограничились замечанием.
- Пронесло, - вздохнули собравшиеся.
Все должны понять, что из-за нескольких рыбешек судно может оказаться в Тромсе со всеми вытекающими последствиями - судами, штрафами и так далее.
- Еще раз прошу держать подобные ситуации с попавшей за борт рыбой на особом контроле, - резюмировал генеральный директор Союза Василий Никитин. - Все должны понять, что из-за нескольких рыбешек судно может оказаться в Тромсе со всеми вытекающими последствиями - судами, штрафами и так далее. Надеюсь, доведете эту ситуацию до капитанов судов и дадите указание более тщательно следить за обработкой рыбы.
Разговор состоялся еще до начала промчаса. И заставил задуматься всех. Впрочем, остальные темы совещания были взяты из повседневной жизни компаний.
- Мы очень долго занимались созданием системы оказания медицинской помощи рыбакам на промысле, - напомнил Василий Никитин, открывая промысловый час. - Прошло несколько семинаров с норвежскими береговыми службами, было заключено соглашение с Роспотребнадзором о порядке взаимодействия с российской стороной. Судовладельцы обязаны иметь на борту медицинскую каюту, набор медицинских препаратов и инструментария, специально подготовленных специалистов для оказания доврачебной помощи и так далее. Но, чтобы в случае чего моряк получил гарантированную помощь или консультацию, мы договорились с руководителем Северного экспедиционного отряда аварийно-спасательных судов Анатолием Леонтьевым подписать соответствующее соглашение. Этот документ, надеюсь, дисциплинирует и вас, и наших партнеров и обеспечит в случае необходимости консультации специалистов и помощь прямо на промысле с бортов судов-спасателей, где есть врач.
Соглашение подписали под негромкие, но искренние аплодисменты. И это понятно, ведь времена, когда врачи были на плавбазах при ведении экспедиционного промысла или непосредственно на больших судах, давно канули в прошлое. Но море осталось морем, а профессия рыбака - очень травмоопасной. Поэтому в нынешней ситуации этот документ, согласованный и с Росрыболовством, и с Роспотребнадзором, и с многими другими инстанциями, хоть и прибавляет хлопот тем же спасателям, однако гарантирует профессиональную помощь промысловикам в случае травмы или иного недуга.
И все-таки главное для рыбацких «генералов», собравшихся на промысловый час, - сегодняшняя обстановка в районах промысла. С ней их детально ознакомил директор научно-производственной компании «Морская информатика» Дмитрий Клочков.
Рыба в море есть, но мешать работе будут постоянные шторма - первое, что прозвучало в его докладе. В Баренцевом море к концу февраля будет наблюдаться увеличение повторяемости ветров северной четверти сильных и крепких, временами до очень крепких. А в Норвежском в связи с активизацией циклонической деятельности ожидается повышенная повторяемость крепких и очень крепких ветров южной четверти.
Что же касается добычи, то, как подчеркнул Дмитрий Клочков, можно отметить рост объемов выбора квот трески и пикши в текущем году по сравнению с прошлым годом. Есть и другие отличия.
В частности, практически отсутствует промысел пикши в районе Западного Шпицбергена. Связано это не только с уменьшением квоты на пикшу, но и с тем, что ее промысел сегодня сосредоточен в основном в российской экономической зоне. Но, несмотря на это, по прогнозам, февраль-март обещает быть традиционно благополучным с точки зрения промысла донных видов рыб.
Приятно удивила ученых морская камбала, ее нынче столько, что круглогодичный промысел для средне- и малотоннажного флота обеспечен. Добыча мойвы в российской экономзоне, начатая 29 января, основана на рыбе, подходящей из центральной зимовки.
Сейчас на северо-восточном склоне Мурманской банки работает группа из 8 судов, добыто уже около 5 тысяч тонн. Судя по степени зрелости и направлению миграции, эта рыба должна подойти к нашему побережью в районе острова Кильдин.
Присутствовавший на совещании представитель международной организации в России, сертифицирующей промыслы на экологическую безопасность, Василий Спиридонов отметил, что вся треска и пикша, добываемые в Баренцевом море, сертифицированы и не встречают никаких препятствий при реализации на международных рынках. Это стало подтверждением понимания современных требований и профессиональной зрелости сегодняшнего поколения рыбаков.
Затрагивались на промчасе и вопросы кадрового обеспечения промысловых судов. В частности, заинтересованно выслушали судовладельцы начальника факультета повышения квалификации командных кадров флота МГТУ Сергея Карташева. И даже солидный прайс-лист их не испугал.
В нынешних условиях без постоянной периодической учебы и тренировок на самых современных тренажерах морским специалистам (всем - от капитана до матроса) невозможно соответствовать необходимым требованиям международных и национальных конвенций и кодексов.
В общем, сегодняшние компании отчетливо понимают, что для успеха дела надо не только грамотно вести промысел, но и заниматься безопасностью мореплавания, уважать международное мнение о промысле и следовать его постулатам. И обязательно учить членов экипажа неукоснительно следовать современным профессиональным требованиям. А иначе свою рыбу не продашь.