Зачем нужен экономический анализ рыбной отрасли?
Вчера (25.02.2014) в Минсельхозе прошло очередное заседание рабочей группы по совершенствованию законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. В заседании принимали участие председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, первый замминистра сельского хозяйства Игорь Манылов и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Были руководители многих рыбацких ассоциаций, представители регионов.
Какие впечатления о некоторых итогах деятельности нашей рабочей группы (тоже вхожу в её состав в соответствие с приказом министра Николая Фёдорова)?
Наша рабочая группа была образована по поручению Аркадия Дворковича осенью прошлого года. Поручение было дано на заседании Правительственной комиссии по АПК и рыбному хозяйству. Все, кто принимал участие в том заседании, помнят выступление вице-премьера. Он выслушал доклад руководителя ФАС Игоря Артемьева и сказал, что предложения ФАС нужно изучить в рамках специальной рабочей группы, вместе с рыбацким сообществом и региональными властями. Это поручение выполняется. Изучаем.
Но кроме этого Аркадий Дворкович добавил: необходим экономический анализ отрасли, особенно – анализ порогов входа в отрасль. Это поручение пока не выполнено. В докладе ФАС мы увидели обстоятельный юридический анализ – анализ противоречий и пробелов в рыболовном законодательстве. Справедливости ради замечу, что про многие из этих пробелов давно говорили и в Росрыболовстве, и в Госдуме, и в ГПУ Президента Российской Федерации.
Но мы не увидели в докладе ФАС экономического анализа отрасли и шире – рыбохозяйственного комплекса. Самая главная особенность рыбной отрасли, положенная в основу федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», осталась за бортом обсуждений. Именно этот вопрос – соотношение между экономическими и природоохранными целями управления рыболовства – и является стержнем обсуждений во всех рыболовных державах мира.
Не случайно профессиональный экономист Дворкович поручил подготовить экономический анализ отрасли. Ведь рыбная отрасль относится к тем отраслям, у которых есть два наиважнейших родовых признака – высокая капиталоёмкость и работа с природными ресурсами. Поэтому «порог входа» в такую отрасль – естественное явление.
Недостаточный экономический анализ не только затрудняет осмысление особенностей отрасли, но и выработку действенных механизмов управления. Яркий пример – законопроект о повышении ставок сборов за пользование водными биоресурсами. Вчера Ирина Яровая вскрыла многочисленные огрехи этого законопроекта. Честно говоря, меня это не удивляет. Почти месяц назад я уже высказал свой прогноз насчёт этого законопроекта: он так и не будет принят.
Предполагаю, что размещённый на сайте законопроект будет основательно переделан, потому что в теперешнем виде он представляет настоящий кошмар и для налоговиков, и для бизнеса. Расчёты показывают, что расходы на администрирование сбора (исчисление и уплату) составят не менее 10 млрд. рублей, так как потребуется организовать налоговый контроль десятков тысяч коносаментов и товарных накладных и произвести с помощью Бассейновых норм обратный пересчёт продукции в живой вес. Всё это будет невозможно без увеличения штатной численности налоговых органов, проведения специальных обучающих курсов и разработки нового программного обеспечения. Ожидаемых поступлений от повышенных ставок сборов в 7 млрд. рублей не хватит даже на то, чтобы оплатить налоговый контроль в целях администрирования сбора за ВБР.
Документ будет отправлен на переплавку. Это уже точно.