{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений

Увеличение вывоза сельди произошло по объективным причинам

26 февраля 2014 11:01

В конце 2013 года зазвучали неутешительные прогнозы о надвигающемся в Российской Федерации дефиците селедки в связи с тем, что существенно (на 75 %) вырос ее экспорт. Об этом сообщает severdv.ru.

Почему это происходит, и есть ли способы увеличения поставок  любимого народного продукта с прибрежных регионов в центральную Россию – ситуацию прокомментировал президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников, депутат Магаданской областной Думы Михаил Котов:

 - Действительно, в 2013 году поставки сельди приобрели экспортную направленность. Однако увеличение вывоза произошло по объективным причинам, а не из-за "злого умысла" производителей, обусловленного погоней за сверхприбылями и сложившейся рыночной конъюнктурой. В связи с тем, что  в 2013 году тихоокеанской сельди, занимающей почти весь сегмент российской сельди, было добыто на четверть больше, чем в 2012 году, в портах Дальнего Востока холодильники буквально забиты охотоморской сельдью. 

Её проникновению с Дальнего Востока на остальную часть Российской Федерации препятствовали нерешенные на протяжении многих лет проблемы. Это многочисленные логистические барьеры - отсутствие достаточного количества подвижных составов, сезонный рост железнодорожных тарифов, недостатки морозильных береговых мощностей. Поверх которых накладываются недостатки администрирования - чего только стоит санитарно-ветеринарный контроль в отношении каждой партии товара. Под влиянием этих факторов, а также при устойчивом ритейлерском спросе исключительно на атлантическую и олюторскую сельдь, цены на тихоокеанскую селедку обвалились до 18-20 рублей за килограмм.  В то же время экспортные цены на ту же продукцию, с учетом расходов на доставку и оплату вывозной пошлины, складывались на аналогичном уровне или даже ниже. В итоге, добытчикам сельди было проще продать продукцию за границу, пусть и дешевле, но сразу большими партиями, без преодоления административных барьеров, затрат на ветеринарный контроль, потерь времени на поиски крупных российских оптовиков, свободных морозильников и рефвагонов. 

Это тревожный сигнал, свидетельствующий о перекосе внутреннего сельдевого рынка, в результате которого страдают и производитель, и конечный потребитель. 

В связи с чем я обратился в Министерство сельского хозяйства с рядом предложений по исправлению ситуации. В частности, необходимо всем ключевым ведомствам - Минэкономразвития, Минтрансу, Федеральной службе по тарифам - совместно разработать программу по сглаживанию ценовых барьеров при доставке из ДВФО рыбопродукции железнодорожным путем, а также по увеличению пропускной способности рефрижераторного подвижного состава. Полагаю, что можно было бы гибко повлиять и на сокращение доли импортной сельди.

Однако присланный нам ответ из Депагропрома разочаровал всех. К сожалению, там вообще не разделяют позицию отраслевиков. Чиновники ни понимают, зачем удешевлять транспортировку рыбы в центральную Россию, если железнодорожный тариф составляет всего 15 % от розничной стоимости рыбопродукции, а большая часть – это наценка посредников – перекупщиков. Но ведь это в корне неверное умозаключение. Во-первых, сравнивать размер транспортных затрат с конечной ценой рыбы – не совсем корректно. Транспортная накрутка непосредственно для производителя весьма ощутима и составляет около трети себестоимости продукции. Везти её в убыток никто не будет.

Во-вторых, для того и существует огромная армия чиновников, чтобы создавать реальные стимулирующие условия для развития производства. Вот и сформируйте правила, которые бы устранили многочисленных спекулянтов в цепочке между рыбодобытчиком и покупателем. В-третьих, сделайте железнодорожный тариф на отправку рефконтейнера из Владивостока в Москву, Новосибирск  - рентабельным для производителя, я вас уверяю, завтра же дальневосточные рыбодобывающие компании заключат прямые договоры с оптовиками из центральной части России. Отсюда будет и увеличение поставок, и устранение перекупщиков. Наша страна занимает самую большую территорию в мире, и, полагаю, что затраты на перемещение морепродукции от морских окраин нельзя возлагать только на производителя. По-иному, и без государственного регулирования, эту проблему не решить. 

Что же нам предлагают взамен? В том же письме Депагропром пишет: мало того, что после вступления в ВТО мы обязаны постепенно обнулить таможенные пошлины на ввозимую из-за границы рыбопродукцию, так в Минсельхозе еще планируют повысить ставки сбора за право пользования водными биоресурсами. То есть готовится эдакий двойной удар в спину: беспошлинно в страну впустят датируемый норвегами  искусственный лосось, а на дальневосточную дикую рыбу повысят себестоимость, чтобы она заведомо была неконкурентоспособной. Это что, реализуется чей-то злой заговор против российских рыбаков? Как можно такими грубыми мерами стимулировать поставки на внутренний рынок? Никому же не пришло в голову увеличить в 5 раз налоги для производителей отечественной нефти, чтобы увеличить благосостояние россиян и снизить экспорт углеводородов, в надежде, что от этого на заправках появится бензин по 5 рублей за литр. 

Представители рыбацкой общественности уже высказали свою негативную точку зрения на законопроект, предполагающий рост ставок сборов за пользование биоресурсами. Надеемся, что эксперты в Правительстве, в том числе в Минсельхозе, всерьез прислушаются к аргументации рыбаков, и сделают все, чтобы рыбная отрасль пошла по наиболее благоприятному сценарию развития. Если будут созданы грамотные экономические и логистические стимулы, тогда и тихоокеанская селедка будет на столе у каждого россиянина.

Источник: severdv.ru
Что такое FishNet?
FishNet — это Российский рыболовный портал №1. Подробнее →
Полезные ссылки
 
<a href="https://www.instaforex.com/ru/" nofollow target="blank">ИнстаФорекс портал"</a>