Каким может быть экономический анализ рыбной отрасли?
Почему следует говорить не о прибыльности отрасли, а о прибыльности отдельно взятых видов деятельности, которые образуют отрасль? На практике концепция самой «отрасли» является одновременно необычайно полезной и абсолютно ошибочной. Полезна она потому, что позволяет быстро осознать, что прибыльность вида деятельности зависит от характеристик самого этого вида деятельности. И всё же она ошибочна, так как под «отраслью» принято понимать реальность, представленную в итоговых показателях, что позволяет проводить строгий стратегический анализ.
Считаю более продуктивным другой подход. Разделить отрасль на составляющие её виды деятельности и попытаться понять структуру конкуренции в каждом из них, т.е. степень конкуренции в них, а соответственно, их прибыльность.
Структура отечественного рынка рыбопродукции достаточно проста: 58% рынка (более 2 млн. тонн) приходится на мороженую рыбу, особое место занимает сельдь, на которую приходится 11% рынка (более 400 тысяч тонн), живая и охлаждённая рыба производится в объёмах, достигающих почти 600 тыс. тонн (16% рынка). Очевиден дефицит производства филе – менее 2% рынка (около 60 тысяч тонн).
Весьма динамичным сегментом является сектор консервов и пресервов: за последние пять лет производство в этом секторе удвоилось, причём доля дешёвых консервов – наоборот сократилась вдвое. Сейчас 56% сегмента консервов и пресервов, общая величина которого близка к 1 млрд. тонн условных банок, приходится на консервы натуральные.
Импорт представляет по-прежнему весьма существенную часть внутреннего рынка рыбопродукции. Импорт филе в полтора раза превосходит внутреннее производство этого вида продукции. Также импорт доминирует в секторе ракообразных и моллюсков, занимая здесь своими 110 тысячами тонн почти 80% рынка. Стоит отметить, что стоимость импортного товара в минувшие годы росла быстрее объёмов: с 2000 года усреднённая тонна импорта подорожала вчетверо – с 0,5 доллара до 2 долларов за килограмм.
Общий баланс внутреннего рынка может быть охарактеризован следующим образом. В секторе живой и охлаждённой рыбы растёт внутреннее производство и импорт. В секторе мороженой рыбы производство растёт, стабильные поставки на экспорт некоторых видов ВБР сочетаются ростом импортных поставок. В секторе филе треть произведённого внутри страны экспортируется, в то же время свыше двух третей потребляемого филе – импортное. В секторе морепродуктов рынок растёт как за счёт импорта, так и за счёт внутреннего производства. В секторе готовой рыбы производство растёт, рост импорта затормозился, снижается экспорт, т.е. происходит переориентация потоков.
Кратко характеризую структур рынка, что необходимо для лучшего понимания специфики товаропроводящих каналов и потенциального роста объёмов производства. Внутренний рынок состоит из трёх сегментов: премиальный сегмент – около 150 млрд. рублей (0,5 млн. тонн), средний сегмент – 270 млрд. рублей (1,8 млн. тонн), малобюджетный сегмент – 100 млрд. рублей (1 млн. тонн).
В структуре расходов на продукты питания траты на рыбу и рыбопродукты составляют 6,3% расходов, в то время как расходы на мясо превышают 30% совокупных расходов на питание. Для сравнения доля расходов на рыбу близка к доле расходов на овощи (7%), фрукты (7%), сахар и кондитерские изделия (6%), чай, кофе и напитки (8%). Среднестатистический россиянин тратит на рыбу 2 500 рублей в год ( пять лет назад тратил 1 400 рублей в год), в Москве этот показатель превышает 5 000 рублей (пять лет назад – 2 500 рублей в год). Потребление рыбопродукции напрямую зависит от уровня доходов населения.
Дальнейший рост внутреннего рынка напрямую связан с динамикой доходов населения. Консервативная оценка потенциальной ёмкости внутреннего рынка – 4,2 млн. тонн продукции.