Прослеживаемость рыбопродукции "не по понятиям" у рыбодобытчиков Дальнего Востока
Прослеживаемость рыбопродукции, на тотальном введении которой базируются основные направления борьбы правительства РФ с незаконным, несообщаемым и нерегулируемым промыслом (ННН-промысел) в российских морях, оказалась не по вкусу целому сегменту рыбного бизнеса Дальнего Востока, чьи интересы выражает и активно отстаивает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Герман Зверев. Занимая также руководящие должности в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) и ВАРПЭ, Зверев считает, что прослеживаемость – как термин и понятие - не имеет никакой юридической силы, сообщает РИА PrimaMedia.
Комментируя итоги совещания по борьбе с ННН-промыслом, которое 18 марта этого года провел во Владивостоке министр сельского хозяйства РФ Николай Федоров, президент АДМ отметил, что, по его мнению, прежде чем начинать системные действия противодействию браконьерству и контрабанде, нужно определиться "с понятиями".
"Что такое ННН-промысел понятно, есть четкое определение. На этом построена система мер противодействия. А что такое прослеживаемость? Этот юридический термин не имеет нормативного определения. Поэтому мы предлагаем начать работу с правового фундамента и уже на нем основывать процедуры работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, механизмы определения ветеринарной безопасности в районах промысла, межведомственное взаимодействие", - написал на своей странице в ЖЖ Зверев.
О "порочности" применения понятия прослеживаемости продукции президент АДМ сообщал министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву (письмо размещено на сайте Ассоциации). По мнению Германа Зверева, "порочность" использования самого термина различными госструктурами объясняется тем, что "термин "прослеживаемость" весьма неоднозначен и по-разному толкуется и применяется в разных странах".
В качестве примеров в письме главе Минэкономразвития адресат приводит различное понимание прослеживаемости продовольственной продукции в Европе и США, не отрицая, впрочем, что власти иностранных государств так или иначе не только используют это понятие, но и претворяют его в жизнь.
В отличие от представляющего интересы определенной части рыбного бизнеса Дальнего Востока Германа Зверева, представителей государственных ведомств понятие "прослеживаемость рыбопродукции" не смущает. Как отметил замглавы Минсельхоза, руководитель Росрыболовства Илья Шестаков 18 марта, прослеживаемость рыбопродукции выгодна не только государству – которое заинтересованно в безопасности своих граждан и прозрачной эксплуатации национального ресурса – но и бизнесу. По словам Шестакова, прослеживаемость продукции позволит проводить положенные лабораторные исследования образцов рыбопродукции без того, чтобы "томить" всю партию на складах или холодильниках.
По мнению же замруководителя Россельхознадзора Николая Власова, рыбодобытчикам Дальнего Востока, которые никак не могут начать вести бизнес по установленным государством правилам, не нужно повышение прослеживаемости рыбопродукции. Электронная ветсертификация не позволит таким компаниям легализовывать свои масштабные "переловы", то есть рыбу и морепродукты, добытые сверх законно установленных объемов, считает Власов.
Также, как ранее сообщало агентство, 20 января этого года между Росрыболовством и Россельхознадзором были подписаны протоколы по составу и условиям предоставления данных из информационных систем Россельхознадзора и Росрыболовства.
Информационный обмен между Росрыболовством и Россельхознадзором, считают в ведомствах, позволит оптимизировать и сократить время процедур ветеринарного контроля уловов водных биоресурсов. Одновременно с этим обмен информацией обеспечит прослеживаемость происхождения и перемещения водных уловов.
Также отметим, что мероприятия по введению, по сути, прослеживаемости – как основы борьбы с "серым" и "черным" оборотом рыбопродукции – заложены в Национальном плане действий по предупреждению, сдерживанию и ликвидации ННН-промысла, который был утвержден правительством РФ 25 декабря 2013 года – во исполнение поручений президента РФ Владимира Путина.
Между тем по информации посетившего Владивосток 18 марта министра сельского хозяйства РФ Николая Федорова, объем незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла в российских водах достигает до 30 млрд рублей в год. При этом основная часть "левой" рыбопродукции уходит в страны АТР, при этом глава Минсельхоза назвал неудовлетворительными меры по борьбе ННН-промыслом, предпринимаемые в Дальневосточном бассейне.
В декабре 2012 года комиссия Федеральной антимонопольной службы России установила, что так называемый "русский отдел" гонконгского холдинга "Пасифик Андес" через скупленные ранее рыбодобывающие компании Дальнего Востока, по сути, и стал инициатором создания Ассоциации добытчиков минтая (АДМ). В дальнейшем же Ассоциация "поймала в иностранные сети" и ряд других предприятий, чтобы позволить "Пасифик Андес" скупать российские биоресурсы по заниженным ценам.
Вместе с тем, как ранее сообщало агентство, в настоящее время президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, активно "продвигая" в СМИ идеи о невозможности отказаться от экспортно-сырьевой направленности рыбной отрасли РФ и малоперспективности развития глубокой рыбопереработки, предпочитает дистанцироваться от возглавляемой им Ассоциации, позиционируя себя в основном как члена руководящих органов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ).