" Заговоренная " тема
Внедрение системы НАССР , как международной требования к системе управления безопасностью пищевых продуктов , о которой в Украине говорится последние десять лет , следует отнести к так называемым " заговоренным " , то есть нереализованным темам. Об этом сообщает fruitinfo.ru.
Об этом заявил председатель Общественного совета при Госветфитослужбе Украины Василий Лисовенко , который с большой обеспокоенностью констатировал минимальные сдвиги по внедрению НАССР , хотя эта система безопасности охватывает все пищевые продукты , в стране есть аккредитованный орган по валидации НАССР и наработанная достаточное нормативная база по этому вопросу .
Последний штрих к ней - приказ Министерства аграрной политики и продовольствия "Требования по разработке , внедрению и применению постоянно действующих процедур , основанных на принципах системы управления безопасностью пищевых продуктов ( НАССР) . " ( № 1704 / 22016 от 9.10.2012 г.). Документ является обязательным для операторов рынка пищевых продуктов и государственных инспекторов ветеринарной медицины , которые реализуют государственную политику в сфере безопасности пищевых продуктов при осуществлении государственного контроля за внедрением постоянно действующих процедур , основанных на принципах HACCP. К сожалению , Госветфитослужбой сих пор не определены процедуры осуществления государственного надзора за внедрением систем HACCP.
Мир нуждается безопасной продукции , которую Украина может поставлять , но пока только пятая часть украинских производств сертифицирована в НАССР. В преимуществах НАССР убедились 99 % предприятий - экспортеров. Остальные имеют два выхода - чтобы ускорить процесс внедрения , или остаться в аутсайдерах. Требования системы НАССР должны быть применены и на предприятиях поставщиках сырья , вспомогательных материалов , в системах обращения и розничной торговли .
HACCP ( Hazard Analysis and Critical Control Point ) , как система анализа рисков , опасных факторов и контроля критических точек , позволяет гарантировать производство безопасной продукции путем идентификации и контроля опасных факторов. Если традиционные системы управления безопасностью и качеством продукции проявляют несоответствие на стадии готового продукта , то НАССР предотвращает риски в процессе производства , при этом акцентируя внимание прежде всего на безопасности продукта , а не на качестве. Несмотря на то , что система НАССР одобрена во всем мире как обязательная к применению , подавляющее большинство украинских производителей продуктов , прикрываясь принципом " добровольности " , игнорируют ее внедрения.
Европейская экономическая интеграция , о которой столько сказано и написано , не принесет Украине никакой пользы , если наша продукция не сможет свободно конкурировать на мировых рынках по показателям безопасности . С подписанием экономической составляющей ассоциации с ЕС украинские производители без НАССР не получат «входного билета» на европейские рынки , окажутся вне цивилизованного торговым полем , теряют возможность конкурировать на мировом рынке продовольствия.
Ни перерабатывающее предприятие без внедренной системы НАССР не сможет даже мечтать об экспорте пищевых продуктов , а производители сырья вообще выпадут из пищевой цепи и останутся без рынков сбыта. Любой украинский супермаркет или торговая сеть в будущем будут задавать поставщика одно вопрос: " введена в вас система НАССР ? " С этого же вопрос должны начинать свою работу на соответствующих подконтрольных объектах государственные инспекторы ветмедицины , однако им нужна четко выписана процедура контроля внедрения НАССР от Госветфитослужбы Украины .
Сегодня крайне актуально изменить отношение к обеспечению безопасности пищевой продукции по системе НАССР не только производителей , но и государственных органов , руководителей , специалистов , предпринимателей за счет всеобъемлющей пропагандистской кампании , а также ускорить принятие законопроектов " О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов " , " О кормах " , " О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно идентификации и регистрации животных " , " О побочные продукты животного происхождения , не предназначенных для потребления людьми " , " О государственном контроле в сфере обеспечения безопасности качества пищевых продуктов , кормов , благополучия животных ".