Механизм аукционов по распределению рыбных ресурсов в Приморье практически не работает
Распределение рыбопромысловых участков в Приморье идет полным ходом. Однако пока бюджет Приморского края от распределения государственной собственности получает мизерные суммы. Зато предприниматели весьма существенно экономят свои средства. Об этом сообщает Золотой Рог.
Восемь рыбопромысловых участков для осуществления промышленного рыболовства в пресноводных водоемах отданы бизнесу, который будет добывать на них большинство пресноводных видов рыб, таких как сазан, карась, верхогляд, щука, толстолобик и т. д.
3 тыс. рублей за озеро
Как рассказал директор департамента рыбного хозяйства администрации Приморского края Александр ПЕРЕДНЯ, перечень этих участков был утвержден постановлением от 17 сентября 2009 года № 248-па.
«По результатам проведенных конкурсов на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в бюджет поступила сумма в размере 95 тыс. рублей. Цена за каждый лот, в зависимости от предложений участников конкурсов о размере платы за предоставление рыбопромыслового участка, была различна от трех до пятидесяти тысяч рублей», - подчеркнул директор рыбного департамента.
Смехотворный доход государства, полученный от реализации права на добычу пресноводной рыбы, на этих участках говорит о том, что по существу настоящей борьбы на этих конкурсах не было. Для сравнения: три тысячи рублей на рынках Владивостока стоит один крупный толстолобик, а предприниматель заплатил эти деньги за право добывать в водоеме десятки тонн рыбы.
Эксперты считают, что бизнес был не проинформирован о проведении данных конкурсов, ведь, можно предположить, в предпринимательской среде есть компании, готовые заплатить гораздо больше за возможность вести промысел на этих водоемах, но, видимо, информация о торгах не была растиражирована должным образом организаторами конкурса.
Правда, есть и другая версия. Участки на водоемах не пользуются популярностью у предпринимателей, так как они просто не могут участвовать в проводимых торгах из-за законодательных ограничений, которые выдвигают организаторы конкурса.
«Берег» как критерий
Как рассказали в департаменте рыбного хозяйства администрации Приморского края, 4 марта был проведен пятый по счету конкурс на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства в отношении водных биологических ресурсов внутренних вод Российской Федерации. На конкурс был выставлен один рыбопромысловый участок с витиеватым названием РПУ 1-ДРр (пром) из числа рыбопромысловых участков, перечень которых утвержден.
В состав комиссии входят представители от Приморского территориального управления Росрыболовства, Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, ФГБУ «Приморрыбвод», ФГУП «ТИНРО-Центр» и департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края. За период подачи заявок на участие в конкурсе с 31 января 2014 года по 4 марта 2014 года заявок не представлено, в связи с чем данный конкурс считается несостоявшимся.
Именно на примере этого конкурса видно, что бизнес даже не пытается участвовать в подобных торгах. У представителей профильного департамента свое объяснение инертности предпринимателей.
«Данный результат конкурса обусловлен тем, что, согласно правилам рыболовства, одним из оснований для отказа в допуске к участию в конкурсе является отсутствие документов, подтверждающих наличие у заявителя права собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов, не обремененные правами третьих лиц и расположенные в границах муниципального образования соответствующего субъекта РФ, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок (далее - рыбоперерабатывающий завод), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре - сведения о рыбоперерабатывающем заводе)», - сказано в официальном разъяснении департамента рыбного хозяйства.
Насколько устраивают бизнес правила, используемые при формировании конкурсной документации? Можно ли изменить критерии допуска, и если можно, то какая властная структура должна эти критерии менять? Проведенные почти два года назад конкурсы по распределению рыбопромысловых участков на акватории залива Петра Великого показали коррупционность действий чиновников и бездействие должностных лиц контролирующих органов, входящих в состав комиссии.
Оказалось, что для того, чтобы определить победителя, нужно было придумать простенькую схему. Законодательно закрепить три главных критерия: исторический принцип, максимальное воспроизводство в виде сотен тысяч тонн морской капусты и заявленные деньги. Причем, чтобы убрать конкуренцию, каждый критерий наделили процентным показателем. В итоге единственный критерий, который по-настоящему влияет на конкуренцию предложений в виде максимальной цены, был нивелирован.
После таких конкурсов развитие марикультуры в Приморье затормозилось. Десятки компаний, став победителями конкурса, получив участок, до сих пор не ведут производственной деятельности. А государство не получило доходов от своей собственности. Но может быть, недополученные государством деньги оказались в частных карманах?
Лосось в ожидании
Конкурсы «по-приморски» могут в очередной раз повториться. Постановлением администрации Приморского края от 18.03.2014 года № 85-па утвержден перечень 10 рыбопромысловых участков для осуществления прибрежного рыболовства в Приморском крае (9 примыкают к территории Тернейского района, 1 - к территории Ольгинского района).
Границы участков определяла специальная комиссия из представителей департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края, Приморского территориального управления Росрыболовства, управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, Приморского крайрыбакколхозсоюза, ФГУП «ТИНРО-Центр», Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, ФГУ «Администрация морских портов Приморского края», Дальневосточной ассоциации «Аквакультуры», Амурского бассейнового водного управления, ФГБУ «Приморрыбвод», администраций муниципальных районов Приморского края.
Участки есть, а вот основные критерии конкурса пока неизвестны. Но ранее эти РПУ были закреплены за пользователями ООО «Акватехнологии», ООО «Тройка». В 2013 году пятилетний срок действия договоров закончился, в этом году их необходимо выставить на конкурс, чтобы осуществлять промысел всех видов водных биоресурсов, не запрещенных к добыче, в том числе тихоокеанских лососей.
Одних только лососей на этих участках можно добыть 1700 тонн. Это лакомый кусок для местных рыбодобывающих компаний. «Мы обязательно будем участвовать в конкурсе, - рассказал «ЗР» генеральный директор ООО «Акватехнологии» Сергей СЛЕПЧЕНКО. Пока нет конкурсной документации, комментировать критерии заявочной кампании и определения победителей преждевременно. Для нас важно, чтобы конкурс был прозрачным, и состоялся бы до конца мая, иначе будет пропущен ход лососевых».
Тем не менее еще до опубликования конкурсной документации можно с уверенность в 99% утверждать, что основным критерием, определяющим победителей на лососевые участки, будет «право собственности или аренды на береговые производственные объекты, позволяющие производить переработку водных биологических ресурсов», а также «расположенные в границах муниципального образования соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен или к территории которого прилегает рыбопромысловый участок».
В итоге возможно, что только заявки ООО «Акватехнологии» и ООО «Тройка» будут признаны конкурсной комиссией соответствующими конкурсной документации. А вот будет ли между претендентами настоящая борьба за рыбопромысловые участки, в ходе которой стоимость лотов возрастет на миллионы рублей? Или претенденты без сильного поднятия стоимости лотов разберутся, кто из них и на каком участке будет осваивать квоты? Финансовые итоги конкурсов на пресноводных водоемах в 95 тысяч рублей четко указывают вектор сценария конкурентной борьбы на аукционах. И здесь возникают закономерные вопросы к Федеральной антимонопольной службе: нет ли ограничения конкуренции со стороны организаторов конкурса? Ранее она считала, что ограничивать вход на торги участникам рынка приморское теруправление не имело права.
Соблюсти баланс
Но есть и обратная сторона медали. Есть стремление государства поддержать тех пользователей, кто исторически работал на этих участках понятно и обоснованно.
ООО «Акватехнологии» и ООО «Тройка» - градообразующие предприятия на севере Приморского края. Так, «Тройка» обеспечивает занятость населения трех прибрежных поселков Тернейского района: Самарги, Перетычихи, Агзу. Компания занимается прибрежным ловом сетями, ставными и закидными неводами, с применением маломерного флота. Это предприятие Приморского края осваивает приморский лосось в объемах примерно 1400-2500 тонн в год, а это почти 90% квот Приморского края.
Компания «Акватехнологии» также социально значимая на этой территории. В ее активе современный рыбозавод, и квоты предприятию необходимы. Но, с другой стороны, предприятиям ничего не мешает выиграть эти конкурсы, предложив наибольшую сумму в борьбе за государственный ресурс.
Однако в этом случае бизнесу должен быть предоставлен более долгий горизонт планирования. Например, эти участки могли бы быть закреплены за победителями не на 5 лет, а на 10-15. Но тогда государству нужно найти баланс между пополнением бюджета и развитием прибрежных территорий. Этим балансом может стать стоимость лотов, выставляемых на конкурс. В среднем компания, имеющая квоту на тысячу тонн горбуши, за пять лет получает прибыль в размере миллиона долларов. Оценят ли государственные чиновники выставляемый на торги биоресурс в несколько сот тысяч рублей, ограничив при этом количество претендентов на него, станет известно уже в апреле, когда конкурсная документация появится на сайте территориального управления Росрыболовства.