Проживем ли мы без бразильского мяса и норвежского лосося? | Инфографика
От каких западных товаров Россия может отказаться. Об этом сообщает Комсомольская правда.
Смотрю вокруг себя... На кухне ждет своего часа израильская картошка, а рядом пристроились польские яблоки. В холодильнике, правда, отечественные молоко и масло, курятина тоже местная. Мы уже так привыкли к этому интернационалу, что и не представляем без него своей жизни. Страшно сказать, что произойдет, если вдруг лишимся товаров с Запада. А страшно ли? Проверим, пишет корреспондент «Комсомольской правды».
Без хлеба не останемся
Пшеницу, ячмень и даже рис Россия нынче экспортирует, то есть кормит ими не только себя, но и другие страны. Так что без хлеба и каш не останемся, макарон тоже вдосталь. Да, на полках полно дорогой итальянской пасты, но без гурманства можно и обойтись.
Хуже с молочными продуктами. Производство своего молока за 2013 год снизилось примерно на 10%, доля импорта, включая сыры, творог и другие молочные продукты, доходит до 30 - 40%. Правда, значительная часть привозной молочной продукции поступает к нам из братской Беларуси. Соседское молоко дешевле благодаря существенным дотациям, поэтому составляет сильную конкуренцию нашему отечественному.
Курятина - тоже мясо
С мясом так. Более 30% говядины и свинины, включая ту, что идет здесь на переработку, приезжает из-за кордона. Но Россия почти полностью обеспечивает себя курятиной. Так что прокормимся. Некоторые спецы уверены, что и отечественной свининой нас тоже скоро обеспечат сполна. Общая мощность крупных свинокомплексов, которые сейчас в процессе строительства, - под 500 тысяч тонн, этого хватит, чтобы обойтись своими силами.
Кому не хватит семги - есть кижуч и горбуша
Еще одна из существенных статей импорта - рыба.
- Если вдруг откажемся от импорта, допустим, из-за санкций, то пострадают любители деликатесов, - говорит Сергей Гудков, председатель Рыбного союза. - Останемся без 150 тысяч тонн в год лосося, который в основном закупаем в Норвегии. Своего столько не вырастим. Зато многие откроют для себя вкус нашей российской рыбы: кижуча, нерки, горбуши. Еще с поставками устриц проблемы будут, но можем перейти на устрицу отечественную, она есть. Большие объемы кильки из Эстонии тоже можем заместить нашей продукцией. Есть небольшая проблема: наша килька поступает вперемешку с салакой. Это для переработки в пресервы (продукты в герметичной упаковке) неудобство, а для производства консервов большой разницы нет. А минтай и треску наши рыбаки вывозят на экспорт.
Неужто яблони не вырастим?
Понятно, что без некоторых импортных продуктов России никак не обойтись. Например, некоторые экзотические фрукты у нас просто не растут. Хотя, если говорить о фруктах, и тут резервы для самообеспечения есть. Одна из главных статей нашего фруктового импорта - яблоки и груши, которые летом в Подмосковье по канавам валяются. Только за этот январь, например, согласно данным Росстата, яблок мы за кордоном закупили 120 тысяч тонн - больше, чем бананов! Специалисты разводят руками: покупать яблоки у частников мелкими партиями торговле невыгодно, дешевле из Польши завезти. Правда, крупный бизнес садами уже начал интересоваться, но плоды этого интереса мы сможем увидеть не раньше, чем через несколько лет, - яблоням сначала вырасти надо.
Где свое и разное - там ниже цены
Сельское хозяйство, безусловно, сфера, где от создания большего числа собственных конкурентоспособных производств наши граждане реально выигрывают, потому что получают более дешевый товар. Характерный пример - те же курятина и минтай.
- Сегодня 80% прироста производства бройлеров - за счет российских компаний, которые по технологиям уже не уступают американским, - говорит Иосиф Дискин, доктор экономических наук, профессор, член Общественного совета при Министерстве экономического развития. - Начали разбираться с кредитованием рыбопереработки, с тем, почему российские суда разгружаются в иностранных портах, вот и минтай появился. Эти товары и не растут в цене. Свое современное сельское хозяйство - путь к повышению уровня жизни населения.
А какова ситуация с непродовольственными товарами? Об этом мы поговорим в одном из ближайших выпусков «КП».
КСТАТИ
Откуда фастфуд? С нашей дачи, вестимо!
Как утверждают в самих компаниях, которые кормят нас фастфудом под импортными вывесками, примерно на 80 с лишним процентов еда у них - чисто российская.
Скажем, в московских «Макдоналдсах» салат и овощи - с подмосковной «Белой дачи». Поставщики мяса выбираются из российских предприятий на основе требований «Макдоналдса» и документов независимых сертификационных центров.
Та же ситуация и с другими американскими сетями фастфуда, которые сейчас работают в России. Так что те, кто сейчас предлагает их у нас закрыть - мол, вот и будет наш ответ на санкции, - на самом деле оставят как минимум частично без работы более сотни российских агропромышленных предприятий.