Когда мороженое дополняет сельдь, а закаточная машинка — трактор…
Отечественный потребитель привык ассоциировать конкретного производителя с определенным видом продукции. А между тем, многие белорусские предприятия, помимо основных товаров, выпускают еще и другие, выходящие за рамки основного производства. Зачем? Об этом сообщает agronews.by.
В Беларуси реализовываются проекты по присоединению убыточных организаций к прибыльным предприятиям. Одним из успешных примеров такого присоединения министр сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Заяц называет ОАО «Агрокомбинат "Дзержинский"» — холдинг, в течение шести лет объединивший в себе «Дзержинскую бройлерную птицефабрику» и 10 некогда убыточных сельскохозяйственных предприятий с общей задолженностью более 45,6 млрд бел руб. в настоящее время все сельхозпредприятия улучшили свои производственные показатели, и по итогам работы за 2013 год удельный вес чистой прибыли филиалов в общем объеме прибыли холдинга составляет 43,1%. В Минсельхозпроде уверяют, что таких успешных примеров в Беларуси несколько. Но одно дело, когда убыточный филиал определенным образом вписывается в производственную цепочку основного предприятия и последнему гораздо легче вытянуть его на собственных плечах, а совсем другое — когда прибыльному промышленнику этот филиал вручают, что называется, в добровольно-принудительном порядке, и при этом к основному производству он не имеет никакого отношения.
Отдам безвозмездно в хорошие руки…
В конце 2012 года успешное ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» зачем-то обзавелось участком «Консервный», который ранее существовал автономно как «Слуцкий консервный завод». На самом деле убыточное госпредприятие было торжественно передано сыроделам на безвозмездной основе во исполнение Указа президента Беларуси от 24 сентября 2012 года №413, несмотря на то, что балансовая стоимость консервного завода на начало 2012 года составляла 117,4 млрд бел руб. А вместе с новым консервным участком «Слуцкий сыродельный комбинат» в качестве бонуса получил еще и обязательства по выплате кредитов, выданных консервному заводу для модернизации производства, правда, с предоставлением рассрочки по уплате просроченных процентов. Главной целью этого слияния власти видели улучшение экономической ситуации на предприятии, производящем консервы. Подчеркнем: улучшение за счет части прибыли другого предприятия — более успешного.
Однако совершенствование экономических показателей не происходит внезапно, и в настоящее время сыроделы из Слуцка вынуждены сокращать убытки консервного завода, развивая и модернизируя его производство и при этом вкладывая денежные средства основного предприятия. Так, на заводе проводится замена устаревшего оборудования для выпуска консервированной продукции, в частности, линии по производству зеленого горошка, который, к слову, пока выпускается только в стеклянных банках. Специалисты основного предприятия констатируют положительную тенденцию, наметившуюся в развитии присоединенного к ним убыточного завода.
«За прошедший год участок «Консервный» почти втрое увеличил производство соков, и в денежном выражении выпуск составил 1,646 млрд бел руб (185 млн долларов при среднем курсе доллара за 2013 год 8,876 тыс бел руб за доллар — прим. авт.), — рассказала корреспонденту AGRONEWS начальник отдела маркетинга и сбыта Екатерина Лаптева. — Объем производства томатных соусов возрос на 16,6% и в денежном выражении составил 859 млн бел руб (97 тыс долларов). Также предприятие постоянно расширяет ассортимент продукции, пользующейся повышенным покупательским спросом у населения (сюда можно отнести, например, розлив сокосодержащих напитков и выпуск томатных соусов в полиэтиленовой таре)».
Получается, что выбор без выбора часто стимулирует успешные предприятия «прогибаться» под изменчивый потребительский мир и делать из убыточных производств ни много, ни мало — конфетку. А в данном случае — соки и зеленый горошек.
Заменяем рыбу… мороженым!
Тем не менее, в Беларуси имеются и другие сценарии возникновения и развития дополнительных производств. Так, довольно успешное в финансовом отношении рыбоперерабатывающее предприятие «Санта Бремор» в 2000 году приступило к выпуску мороженого. Специалисты самого СП «Санта Бремор» ООО считают производство мороженого логичным дополнением ассортимента своей продукции и называют главной причиной его освоения проблему летнего спада потребительского спроса на рыбную продукцию.
«Развитие данного направления было продиктовано рядом факторов: нивелирование сезонности рыбного производства, загрузки мощностей собственной дилерской сети, объективное отсутствие на тот момент спроса на рынке», — рассказала руководитель отдела маркетинга СП «Санта Бремор» ООО Олеся Елина.
Таким образом, казалось бы, чуждое для рыбопереработчика мороженое, несмотря на иную технологию производства, логично вписалось в технологию хранения продукции и в настоящее время формирует порядка 10% в общем физическом объеме выпускаемых товаров. Всего в настоящее время «Санта Бремор» выпускает 18 наименований мороженого.
«Помимо этого, наша компания внесла целый ряд инноваций как в существующую на тот момент концепцию самого продукта мороженого, так и в инструменты его продвижения. Так, мы были первыми, кто выпустил привычный для всех вафельный стаканчик с фруктово-ягодным наполнителем в виде стержня, — рассказала Олеся Елина. — Также «Санта Бремор» ввела на рынок существующие в настоящее время стандарты герметичной упаковки продукта, существенно расширила диапазон представленных на белорусском рынке категорий мороженого (сахарный рожок, сэндвич, мороженое в «семейной» упаковке), тем самым предоставив потребителю возможность широкого выбора, как по форме, так и по вкусу продукта».
Выпуск мороженого известным белорусским переработчиком рыбы стал наглядным примером того, как предприятие стремится не утратить уже закрепившиеся за ним позиции лидера определенной ниши продовольственного рынка и обосновать прочный производственный фундамент для новых направлений бизнеса, которые в перспективе будут приносить хорошую финансовую отдачу.
Производитель — потребителю…
В Беларуси имеется ряд примеров, когда дополнительные производства предприятие создает исключительно для удовлетворения потребностей населения. Однако здесь очень важно в полной мере оценить производственные риски, и многие предприятия к выпуску новой для них продукции подходят очень избирательно. Так, несмотря на успешность своей деятельности, ОАО «Пивзавод Оливария» до сих пор не приступило к выпуску кваса и других безалкогольных напитков только по причине того, что в зависимости от сезона предприятию может просто не хватить производственных мощностей.
Иной пример — белорусский производитель сельскохозяйственной техники ОАО «Минский тракторный завод», который помимо основной продукции, выпускает также товары народного потребления — закаточные машинки, столы и стулья, молотки, двери для печей.
«Выпуск товаров народного потребления на предприятии начался в 1978 году с целью удовлетворения потребностей граждан в этих видах продукции. Мы заключаем договоры с различными торговыми и иными организациями Беларуси, в том числе коммерческими, на реализацию этих товаров, поскольку они всегда были и остаются популярными, рассказала AGRONEWS специалист по маркетингу группы ТНП и литья бюро по реализации запчастей и ТНП в Беларуси Наталья Пимашенко. — Но поскольку основное направление деятельности МТЗ — производство тракторов, предприятие выпускает товары народного потребления не столько для получения прибыли, сколько для выполнения социальной составляющей производства. В настоящее время его объем составляет всего 0,1% от общего выпуска продукции, а доля прибыли — 0,3% от общего объема прибыли предприятия».
Некоторое время назад ОАО «Минский тракторный завод» также выпускало и кровати, но с появлением в Беларуси частных фирм—производителей вынуждено было прекратить эту деятельность в связи с неконкурентоспособностью цены товара.
Стоит отметить, что МТЗ, как и многие другие белорусские предприятия, часто использует свою продукцию для расчетов с иными организациями в счет взаимозачетов с другими белорусскими предприятиями как достаточно удобный способ оплаты за предоставленные товары или услуги. К слову, в спектр реализуемых иным предприятиям товаров, помимо названных выше, попадают также и запчасти для тракторов.
В условиях суровой белорусской реальности отечественные производители используют практически любую возможность заработать, одновременно учитывая постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка. Иногда делают это сами, чаще — под чутким руководством государства. Потому что если хочешь жить, то умей вертеться.