Дрифтерный промысел: смертоносная статистика и перспективы
10 апреля 2014 г. в г. Елизово Камчатского края состоялись общественные слушания "Материалов общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в исключительной экономической зоне РФ на 2015 год". Об этом сообщает birdsrussia.ru.
Наиболее животрепещущей темой стал промысел тихоокеанских лососей дрифтерным флотом. Среди материалов, представленных на слушания, есть оценка воздействия этого вида промысла на морских птиц и млекопитающих, подготовленная Всероссийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) - головным НИИ рыбохозяйственной отрасли.
Почему дрифтерные сети так волнуют орнитологов?
Дрифтерные (от английского "drift" - дрейф) сети при постановке в море дрейфуют в поверхностном слое воды под действием течений и ветра и улавливают на своем пути рыб и других морских животных. Выходу рыбы, застрявшей в сети, часто препятствуют жаберные крышки, отсюда еще одно название этих сетей - жаберные (по-английски "gill nets"). Такие сети используют, в частности, для лова тихоокеанских лососей на путях их миграций. Сама сеть представляет собой одностенное прямоугольное сетное полотно, длиной 30-50 м и высотой 8-10 м, с размером ячеи 110-132 мм. Для увеличения площади облова сети последовательно соединяются в порядки; на дрифтерном промысле лососей в экономической зоне России длина одного порядка должно составлять не более 4 км, расстояние между ними - не менее 4 км в любом направлении, а общая длина сетей, выставляемых одним судном за сутки, не должна превышать 32 км.
Из всех видов промыслов морских биоресурсов, существующих на Дальнем Востоке России, именно эти орудия характеризуются наибольшими показателями прилова высших позвоночных животных - птиц и зверей, не являющихся основными объектами промысла. Не случайно многокилометровые пелагические дрифтерные порядки окрестили "стенами смерти". Из-за этого в международных водах были введены ограничения на применение дрифтерных сетей. Сначала их ввели для южной части Тихого океана (Веллингтонская конвенция от 24 ноября 1989 г.), а затем в северной (резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 44/225 от 22 декабря 1989 г. и № 46/215 от 20 декабря 1991 г.). В последние годы к мораторию на использование дрифтерных сетей присоединились страны Евросоюза. Россия же, напротив, выступила за развитие дрифтерного промысла в собственных водах, разрешив Японии в начале 1990-х гг. лов лососей дрифтерными сетями в Дальневосточной экономической зоне. Параллельно, в рамках научно-исследовательских программ по изучению анадромных миграций началось расширение отечественного дрифтерного промысла, который вскоре превратился, по сути, в крупномасштабный коммерческий. А в 2009 г., несмотря на активные возражения региональных законодательных властей, научных и экологических организаций и широкой общественности, Российское агентство по рыболовству официально преобразовало отечественный дрифтерный промысел из разряда научного в промышленный.
Масштабы бедствия
В 1990-х - начале 2000-х гг. Камчатским бассейновым управлением по охране и воспроизводству рыбных ресурсов и регулированию рыболовства (Камчатрыбвод, ныне Севвострыбвод), выполнявшим функции контроля дрифтерного лососевого промысла в ИЭЗ РФ, был организован мониторинг прилова морских птиц и млекопитающих на японском и отечественном промыслах. Результаты проведенных исследований подробно изложены в книге Ю.Б. Артюхин, В.Н. Бурканова и В.С. Никулина "Прилов морских птиц и млекопитающих на дрифтерном промысле лососей в северо-западной части Тихого океана", вышедшей в 2010 г. в Москве в издательстве "Скорость цвета".
В проконтролированных наблюдателями сетях японских рыбаков общей длиной более 100 тыс. км было обнаружено 183646 морских птиц 31 вида. Большинство из них принадлежали к семействам чистиковые и буревестниковые. Печальная статистика японского дрифтерного промысла в наших водах такова: 32,1 % всех погибших птиц составляли буревестники (в основном тонкоклювый), 28,3 % - кайры (в основном толстоклювая), 19,3 % - топорок, 11,4 % - большая конюга, 5,7 % - глупыш и 1,2 % - ипатка. В среднем за год в дрифтерных сетях японского флота погибает более 94 тыс. птиц, в том числе 32,5 тыс. тонкоклювых буревестников, 23,3 тыс. толстоклювых кайр, 15,3 тыс. топорков, 12,7 тыс. больших конюг и 5,7 тыс. глупышей.
Показатели смертности морских птиц в сетях российских рыбаков не менее впечатляющие: суммарная гибель птиц составляет в среднем 46 тыс. особей в год, среди которых на первом месте - буревестники (16,0 тыс.), за ними топорок (13,2 тыс.), кайры (8,4 тыс.), большая конюга (3,2 тыс.) и глупыш (2,4 тыс.).
Для некоторых видов, часто попадающих в сети, такие потери представляют реальную угрозу. Например, для колоний толстоклювой кайры и топорка, расположенных в юго-западной части Берингова моря и на сопредельном тихоокеанском побережье Юго-Восточной Камчатки. Кроме этих массовых видов, при дрифтерном лове лососей в сети попадают и редкие виды, занесенные в Красную книгу РФ: белоклювая гагара, белоспинный альбатрос, красноногая говорушка, пестрый и короткоклювый пыжики.
В дрифтерных порядках гибнут и морские млекопитающие: тюлени, дельфины, киты. Запутавшись в сети, они не могут вынырнуть на поверхность, чтобы набрать в легкие воздуха, и задыхаются. Вот, например, смертоносная статистика по сетям японских рыбаков: ежегодно в них гибнет 1300 белокрылых морских свиней, 111 крылаток, 76 обыкновенных морских свиней, 64 северных морских котика, 6 афалин, 4 клюворыла, 2 тихоокеанских белобоких дельфина и еще единично несколько видов тюленей и китов. Ученые считают, что прилов на дрифтерном промысле может негативно повлиять на состояние малочисленных и редких видов морских зверей, занесенных в Красную книгу РФ, таких как сивуч, обыкновенная морская свинья, клюворыл и некоторых крупных китообразных.
Под призмой денежного эквивалента
Среднегодовая сумма ущерба, связанная с гибелью морских птиц и млекопитающих в дрифтерных сетях японских и российских рыбаков при лове тихоокеанских лососей в ИЭЗ РФ, составляет 265 млн. руб., или 9 млн. долларов США (в ценах 2010 г.).
Проблема решаема
Анализ мирового опыта показывает, что способы сократить смертность птиц и зверей в дрифтерных сетях существуют. Из инструментальных средств это - различные визуальные и акустические приспособления, помогающие животным распознать сети в водной толще, а также акустические репелленты (пинджеры), отпугивающие животных от сетей излучением высокочастотных звуков. Но в районах, особенно богатых редкими видами, этот губительный вид промысла желательно ограничить - уменьшить численность флота и квоты на вылов, перенести границы промысловых районов, изменить сроки лова, сократить разрешенную длину дрифтерных порядков и рекомендовать другие, альтернативные методы морского лова лососей. Или даже вовсе закрыть.
Быть или не быть?
В представленных на слушания "Материалах" и непосредственно во время обсуждения сторонники "дрифтера" высказали несколько аргументов, суть которых сводится к тому, что дрифтерный промысел в ИЭЗ РФ не оказывает существенного влияния на состояние популяций морских птиц и млекопитающих.
Однако эти "доказательства" никак не учитывают современных знаний о закономерностях распределения и биологии птиц и млекопитающих в северной части Тихого океана. Авторы обоснования либо не знакомы с такой информацией, изложенной в многочисленных статьях и книгах отечественных и зарубежных орнитологов, либо умышленно ее замалчивают.
Например, используя обобщенный тезис о высокой биопродуктивности прибрежных вод в Мировом океане, поборники дрифтерного лова заявляют, что в открытых водах морей и океанов у птиц нет возможности кормиться, там - "пустыня", где встречаются только те птицы, которые сопровождают суда и питаются отходами рыболовных промыслов. И это - искусственно созданная дополнительная кормовая база, за счет которой существует избыточная часть популяций птиц. Поэтому никакое "воздействие на птиц, сопровождающих суда, на вид в целом не оказывает негативного влияния и не влияет на естественные места обитания".
Однако это - не более чем полемический прием, шитый белыми нитками: продуктивные зоны, богатые кормами для птиц, могут формироваться и на значительном удалении от суши, в основном на стыках течений. Например, современные данные, полученные с помощью спутниковой телеметрии и параллельных натурных наблюдений за рационом питания птиц в их гнездовых колониях свидетельствуют, что такие виды как черноногий и темноспинный альбатросы в гнездовой период широко кочуют в открытых водах северной части Тихого океана и питаются там главным образом кормами естественного происхождения. В рассуждениях об уроне, который наносит птицам дрифтерный промысел в исключительной экономической зоне РФ, данный аргумент, вообще, ни к месту. Если посмотреть на распределение промысловых усилий дрифтерных судов, то видно, что флот работает не так уж далеко от побережья, начиная от 12-мильной границы территориальных вод. Птицы, которые гнездятся на побережье дальневосточных морей и чаще всего гибнут в дрифтерных сетях (глупыш, толстоклювая кайра, топорок и др.), в поисках пропитания способны удаляться от родных колоний на значительные расстояния и выходят далеко за пределы шельфа. Так, кайр и топорков дальность кормовых разлетов достигает 100 км и более, а глупыши могут улетать на 200-400 км от берега. В итоге, эти птицы зачастую кормятся как раз в тех местах, где работает дрифтерный флот. Оттого-то так много их в сетях. Таким образом, дрифтерный промысел в российских водах уничтожает не только и столько популяционный резерв тех видов птиц, которые питаются отходами с судов, как это утверждают сторонники промысла. Для непосвященных в орнитологию ихтиологов, готовивших материалы обсуждаемого обоснования, можно добавить, что среди гибнущих в сетях птиц почти половину отмеченных видов составляют чистиковые, которые никогда не питаются отходами рыболовных промыслов, поэтому ничего кроме вреда дрифтерный промысел им не несет.
Поборники дрифтерного промысла из ВНИРО, опираясь на выше изложенный тезис, приходят к заключению, что дрифтерный промысел в российской экономической зоне менее губителен, чем у наших соседей, на восточном побережье Северной Америки (видимо, они полагают, что это может служить весомым аргументом в пользу его продолжения). Однако, опять же, опубликованные в научной литературе материалы, дают совершенно иную картину. Ни в одном регионе Мирового океана в сетях не гибнет такого большого числа птиц как на нашем Дальнем Востоке. В глобальном обзоре прилова морских птиц на промыслах жаберными сетями (Zydelis R., Small C., French G. 2013. The incidental catch of seabirds in gillnet fisheries: A global review // Biological Conservation. Vol. 162. P. 76-88.) смертность в Северо-Восточной Пацифике оценивается в 20 тыс. особей, т.е. в 7 раз меньше, чем в российских водах.
Есть еще один важный документ, с которым нельзя не считаться. Это заключение Счетной палаты РФ, где рассчитан экологический ущерб от лова дрифтерными сетями за счет гибели птиц. Там указано, что за 100 судосуток промысла ущерб составил 238,3 миллионов рублей. Эта величина хорошо согласуется с той, которую определили орнитологи - 265,0 млн. руб. "В результате вышеизложенных обстоятельств и практического отсутствия контроля промысловой деятельности, недопоступление в бюджет Российской Федерации составляет по данным настоящего экспертно-аналитического мероприятия сотни миллионов рублей только от недоучета количества и видового состава прилова морских птиц и млекопитающих".
Заключение и предложения
Современная ситуация с оценкой экологического ущерба от гибели птиц сложилась следующим образом:
1) оценка негативного воздействия на стадии утверждения объема допустимого улова не проводится в связи с отсутствием соответствующей методики расчета ущерба для рыбного промысла (дрифтер, ярусный);
2) отмена системы наблюдателей на промысловых судах, контролирующих и учитывающих гибель птиц и морских млекопитающих во время промысла, привела к тому, что и фактический учет экологического ущерба также не производится.
Русское общество сохранения и изучения птиц считает, что органы государственной власти, принимающие решения "быть дрифтерному промыслу" не могут обходить эту проблему, и должны принять меры. Во-первых, в материалах, утверждаемых государственной экологической экспертизой, обязательно должен быть расчет наносимого ущерба птицам, и во-вторых, необходимо организовать систему наблюдателей на судах для проведения мониторинга на дрифтерных судах, одной из задач которых будет фиксирование наносимого экологического ущерба.