Россия укрепит свои позиции в Арктике
В настоящее время существенно повышается геополитическое значение Арктики. Основная причина – климатические изменения, в перспективе делающие возможным масштабную хозяйственную деятельность в регионе. В этой связи не исключено обострение международного соперничества за контроль над арктическими ресурсами и доступ в регион. Об этом сообщает apk.msk.ru.
В конце 2012 года Президент России В.Путин указал, что Северный морской путь экономически более выгоден, чем Суэцкий канал, что делает его крайне важным для нашей страны. На международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде глава государства заявил, что «Россия намерена в разы увеличить сеть особо охраняемых природных территорий в Арктической зоне, а также усилить безопасность. На Севере уже добывается более 80% российского газа, свыше 90% – никеля и кобальта, эта территория обеспечивает формирование 12–15% валового внутреннего продукта и около четверти российского экспорта».
В Арктическом регионе сегодня сходятся интересы многих государств, что заставляет Россию действовать решительно и для сохранения контроля над обширной морской зоной более чем в 1 млн. кв.км.
В августе-сентябре 2013 года гидрографическое судно и морской буксир Северного флота совершили экспедицию к архипелагу Земля Франца-Иосифа для обследования обстановки. В походе участвовал также отряд специального назначения подводных сил Северного флота, который отвечал за безопасность участников похода. В октябре 2013 года группа в 10 боевых кораблей под флагманством атомного крейсера «Пётр Великий» и в сопровождении атомных ледоколов совершила 2000-мильный поход через Баренцево море, Карское и море Лаптевых, покрытые льдами. Соединение прибыло на Новосибирские острова в районе дельты реки Лены. Отряд доставил на остров Котельный технику, жилые блоки, топливо.
По словам замминистра обороны РФ Аркадия Бахина, «операция была частью большой миссии по развитию Северного морского пути и освоению Арктической зоны». А как отметил главком ВМФ Виктор Чирков, «экспедиция выполнила задачи по сбору информации об изменении навигационно-гидрографической обстановки, корректуре карт и морских лоций, гидрометеорологическим наблюдениям, обследованию геодезических пунктов на архипелаге, изучению возможностей плавания неледокольных судов в высоких широтах».
Россия восстанавливает базу ВВС «Темп» на острове Котельный (Новосибирские острова). При этом она будет модернизирована по новым технологиям, что сделает возможным круглогодичное и всепогодное использование транспортных самолетов. Министр обороны Сергей Шойгу, говоря о задачах аэродрома «Темп» на международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога» в Салехарде, заявил о том, что «аэродром важен как опорное звено развития транспортной инфраструктуры и, конечно же, будет служить науке в качестве базы арктических экспедиций и научных исследований».
На архипелаге Новая Земля закончена модернизация взлетно-посадочной полосы на аэродроме «Рогачево», где будут дислоцированы перехватчики для нужд системы противоракетной обороны и защиты границ России от воздушного нападения с Севера. Не исключено, что в ближайшие годы будет также восстановлен самый северный в мире ледовый аэродром на острове Греэм-Белл, входящем в архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Российское руководство, по всей видимости, намерено продолжать взятый курс на постоянное военно-морское присутствие в Арктике. В составе СФ имеется единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов», при этом некоторые эксперты связывают именно с палубной авиацией возможности по завоеванию воздушного превосходства в регионе. В течение 10 лет ожидается вступление в строй боевых кораблей, способных действовать в арктической зоне.
Для нужд Северного флота в 2012 году создан Арктический центр материально-технической поддержки, который берёт на себя обязанности по снабжению судов, подразделений инженерных и транспортных средств, обслуживание сооружений, технических баз снабжения, складов для хранения топлива и других подразделений в Мурманской и Архангельской областях.
В случае постоянного присутствия в Арктике атомных подводных лодок ВМС США и размещения элементов ПРО морского базирования здесь могут появиться возможности по перехвату наших баллистических ракет, что делает возможным нанесение «обезоруживающего удара». В этой связи крайне важна модернизация российского подводного ядерного потенциала. В январе 2013 года в состав флота вошел новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», всего до 2020 года планируется построить восемь таких кораблей для СФ и ТОФ.
«Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» предусматривают усиление служб береговой охраны и пограничного контроля, а также организацию технического контроля за проливами, устьями рек, лиманами на всей трассе Северного морского пути. В этой связи в октябре 2013 года отряды сил специального назначения ВС РФ выполнили ряд операций на Кольском полуострове, особое внимание было уделено ведению боевых действий в условиях Заполярья, в том числе в гористой местности. Вероятно, в течение ближайших нескольких лет в арктической зоне будет развернуто две бригады для решения задач охраны военных объектов, инфраструктуры Севморпути, военнослужащие проходят подготовку по специальной «северной» программе и будут оснащены военной техникой и снаряжением для действий в Арктике. Также планируется организовать постоянное патрулирование силами береговой охраны пространства от Мурманска до острова Врангеля у северного побережья Чукотки. При этом особое внимание будет уделяться борьбе с невоенными угрозами – оборотом наркотиков, браконьерством, нелегальной миграцией, будут совершенствоваться процедуры пропуска через госграницу на северных участках.
Российская Арктика находится под пристальным иностранным вниманием – авиация, корабли и подводные лодки стран НАТО, а также представители различных научных организаций и НПО активно изучают арктические пространства.
Норвежский политик Т. Столтенберг говорит о необходимости усиления многостороннего военного сотрудничества в Арктике между Норвегией, Швецией, Данией и Исландией. Для этого возможно создать войсковую группу для вмешательства в кризисные ситуации, предлагается, и проводить регулярное патрулирование воздушного пространства Исландии. Эксперт полагает необходимым сформировать к 2020 году совместные морские силы быстрого реагирования, ледокольного флота, амфибийных подразделений, сил гражданской обороны, киберподразделений и спутниковой группировки.
Растет количество военных учений иностранных государств в Арктической зоне, при этом активность США, Канады, Дании превышает таковую даже в годы «холодной войны». Арктические государства ускоренными темпами модернизируют собственные вооруженные силы, в том числе с учетом возможного решения задач в регионе. Пока постоянное военное присутствие НАТО в регионе не слишком велико, однако, по мере развития хозяйственной деятельности будет наращиваться.
Ситуация осложняется отсутствием действенных международных режимов безопасности в Арктике, а также все более активным поведение внерегиональных государств, которые будут поддерживать тех игроков, которые предложат им наилучшие условия по участию в арктических проектах.
Кроме того, следует учитывать, что у России практически нет союзников в Арктическом совете. В свете последних событий на Украине и ухудшений отношений со странами Запада, все постоянные члены, и прежде всего, США, Канада, Норвегия, Дания, будут проводить политику по ограничению наших как экономических, так и военных инициатив в регионе. Вероятно, союзников следует искать среди наблюдателей в Совете и государств, заинтересованных в беспрепятственном доступе в Арктику, таких как Китай, Ю.Корея, Япония, Бразилия, страны АСЕАН. Вместе с тем, следует понимать, что и им невыгоден наш исключительный статус в пределах исключительной экономической зоны, поскольку он будет ограничивать их самостоятельную деятельность, включая прокладку маршрутов, альтернативных Севморпути. На современном этапе естественный выбор Москвы – укреплять безопасность арктического региона для сохранения наших экономических и стратегических позиций одновременно вырабатывая взаимовыгодные варианты сотрудничества с иностранными партнерами преимущественно из неарктических, но влиятельных государств.
В этой связи, возможна ситуация «дилеммы безопасности» и потому следует ожидать повышения военной и хозяйственной активности государств-членов Арктического совета для максимального препятствования нашей деятельности и создания конкурентной среды. Вероятно обострение территориальных разногласий и пересмотр правового статуса приарктической зоны. Данные шаги Россия не сможет воспринимать спокойно, так как регион жизненно важен с точки зрения национальных интересов, и руководству страну придется запастись выдержкой и проявить твердость для урегулирования всех разногласий политическим путем. Москва совершенно точно не станет инициатором «битвы за Арктику», однако не допустит ущемления своих прав.