{{inboxCounter}}
Непрочитанных сообщений
Новости компании Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Ассоциация добытчиков минтая (АДМ), НКО
ИНН: 2536175101
Статус:
Статус:

Рыбный рынок в Европе: перезагрузка

5 мая 2014 12:48

Европейские власти приступили к коренному переустройству своего рыбного рынка. Утверждённый Еврокомиссией комплекс мер содержится в Регламенте ЕС №1379/2013 от 11 декабря 2013 года и представляет собой систематизированный и глубокий документ. На этой неделе мы будем много разговаривать об этом с нашими коллегами во время Брюссельской международной рыбохозяйственной выставки.

По сути, в регламенте предлагается новая архитектура европейского рыбного рынка. Он будет состоять из пяти несущих конструкций: профессиональные организации, рыночные стандарты, информация для потребителей, правила конкуренции и исследование рынков. Документ предлагает несколько – без преувеличения – революционных идей. Идей, которые плохо согласуются с антимонопольными стандартами и правилами ВТО, зато на все 100 процентов выгодны европейским рыбопереработчикам и потребителей.

Итак, по порядку. Уже до конца этого года, к 1 января 2015 года в Еврокомиссию будет представлено технико-экономическое обоснование вариантов процедур экомаркировки. В регламенте говорится следующее:«Использование экомаркировки для продукции рыболовства и аквакультуры, независимо от того, происходит она из Евросоюза или изготовлена за его пределами, позволяет предоставлять чёткую информацию об экологической приемлемости таких продуктов». Напомним, что пять лет назад – в 2009 году Евросоюз ввёл регламентом сертификаты происхождения для всей поступающей на европейские рынки рыбопродукции. Сейчас – следующий шаг – «возможность разработки и установления минимальных критериев для разработки экологической маркировки продукции рыболовства и аквакультуры».

Что это означает для российских рыбаков, работающих с европейским рынком? Только одно – обязательное наличие экологического сертификата. В начале 2010 года российская рыбопродукция не могла попасть на европейские рынки из-за отсутствия сертификатов вылова. В 2016 году российская рыбопродукция (или продукция произведённая в другой стране, но из российской рыбы) не сможет попасть на европейский рынок, если у неё не будет экологического сертификата.

Жёсткое окольцовывание внешних границ европейского рыбного рынка будет сопровождаться глубоким переустройством его внутренней структуры. Этим будут заниматься «профессиональные организации». Регламент ЕС наделяет эти объединения значительной рыночной властью и государственными полномочиями. Статьи 9 – 13 Регламента перечисляют полномочия профессиональных организаций, которые могут существовать в двух формах – «ассоциации производителей» и «межотраслевые организации». Возможности у этих объединений нехилые.

Они способствуют прослеживаемости продукции рыболовства, обратите внимание на это, контроль за прослеживаемостью делегируется профессиональным организациям – в нашем понимании, это кусок полномочий Россельхознадзора.

Они могут сокращать ненужные выловы промысловых запасов, они занимаются коллективным планированием и руководством рыбопромысловой деятельностью и управлением морских биоресурсов – в нашем понимании, это кусок полномочий Росрыболовства.

Но самое главное – они могут координировать деятельность членов организаций! Четвёртый раздел Регламента ЕС так и называется «Планирование производства и сбыта продукции». Каждая профессиональная организация утверждает план производства и сбыта продукции. Вот так. Пока в России ФАС наказывает рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия за попытку очистить рынок от браконьерской и некачественной продукции – в Европе на законодательном уровне эта цель объявляется главной. Более того, в соответствие с Регламентом ЕС профессиональные организации «могут получить финансовую поддержку для подготовки и выполнения планов производства и сбыта продукции». Но и это не всё! Регламент ЕС (статья 30) указывает, что «организации производителей могут получить финансовую поддержку за хранение продукции рыболовства». Да-да, я не ошибся. Если на рынке происходит снижение цены на рыбопродукцию более чем на 20%, предприятия вправе прекратить продажи и положить продукцию на хранение. И за это ЕС будет возмещать им затраты на хранение. Неплохо.

В статье 42 Регламента указано, что государственные органы занимаются исследованием рынка, причём алгоритм исследований детально (и нормативно) утверждён. Государственные органы предоставляют практическую помощь профессиональным организациям для лучшей координации.

У Кузьмы Пруткова есть высказывание:«При виде хорошо вычищенной амуниции тускнеют все конституции». Все громкие декларации ФАС о необходимости конкуренции тускнеют на фоне последовательных и жёстких действий Европейской комиссии. Европейцы считают, что главная задача – это защита национального бизнеса. Если для этого нужно изменить антимонопольное законодательство – они так и делают и не собираются в угоду прекраснодушным школярским причитаниям о пользе конкуренции разрушать европейский бизнес.

Европейский рыбный рынок переформатируется. Возникнут дополнительные барьеры входа на рынок – экологическая маркировка. Российские предприятия, которые имеют экологические сертификаты, уже готовы к этим нововведениям, а те, у кого, таких сертификатов нет, могут через полтора года потерять внешние рынки (их продукцию не будут покупать для переработки и поставки в Европу). Усилится рыночная власть европейских объединений рыбодобытчиков и рыбопереработчиков, которые получат частичку государственных полномочий и финансовую поддержку.

Пока европейцы учат нас демократии и конкуренции, на своём собственном рынке они создают самую настоящую диктатуру.