Минсельхоз объявляет борьбу со спекулянтами рыбного рынка
Принятие государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», а также совершенствование нормативной базы обеспечили рост показателей развития отрасли, отметил председатель Правительства России Дмитрий Медведев на совещании, прошедшем в Магадане и посвященном перспективам развития рыбохозяйственного комплекса страны. Об этом сообщает Институт региональных проблем.
В своем выступлении Дмитрий Медведев сообщил, что в течение последних пяти лет отрасль демонстрировала позитивную динамику. «Вылов рыбы стал больше на 13%, если измерять в абсолютных показателях 2009 год к 2013-му, производство рыбы и рыбных продуктов выросло на 12%. Доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке увеличилась с 72,5% в 2009 году до 78% в 2013-м», – привел цифры Дмитрий Медведев.
Несмотря на позитивное начало совещания, его участники быстро перешли к обсуждению острых проблем развития отрасли. Так одной из главных тем совещания стало наделение рыболовов квотами. Как известно, до 2018 года действует исторический принцип, при котором размер квоты зависит от «промысловой истории» предприятия, то есть от объемов вылова за предшествующие годы. Сегодня от правительства и Минсельхоза ждут подтверждения сохранения исторического принципа при наделении квотами с 2018 года.
Однако против этого механизма выступает Федеральная антимонопольная служба, считая, что он не дает возможности выхода на рынок новых игроков. «Чтобы начать вылов, новичкам приходится выкупать компании, обладающие квотами, а это позволяет предпринимателям – держателям квот завышать цены на свой бизнес», – заявил глава службы Игорь Артемьев. В Минсельхозе, в свою очередь, не собираются отказываться от «исторического принципа», считая, что он способствовал декриминализации рыбной отрасли, повышению ее инвестиционной привлекательности и увеличению объемов вылова.
За сохранение существующих инструментов выступали и некоторые рыбодобытчики, которые просили власти пролонгировать сроки действия квот. И к их просьбам прислушались: с января 2009 года срок действия квот увеличен с пяти до десяти лет, а сейчас участники рынка просят после 2018 года выдавать квоты на срок до 25 лет. По словам присутствовавших на совещании рыбодобытчиков, это позволит проводить долгосрочное планирование, еще больше повысит инвестиционную привлекательность отрасли и облегчит доступ к кредитным ресурсам. По мнению участников рынка, также необходимо предусмотреть в законе выдачу квот под строящие суда.
«Эпоха рыбных рантье заканчивается, – отметила на совещании врио губернатора Мурманской области Марина Ковтун. – Квоты компаний, которые не имеют судов, будут отозваны и будут выдаваться под строящиеся суда». При этом под рыбными рантье понимаются фирмы, которые, владея квотами на добычу биоресурсов, переуступают 100% квот или продают их другим предприятиям.
Решение проблемы рыбных рантье, считает Минсельхоз, – лишать квот рыбаков, добывающих менее 50% имеющейся у них доли с использованием собственного флота или судов, взятых в лизинг. Еще один вариант, представленный Дмитрию Медведеву, – аннулировать квоты компаний, которые два года подряд выбирают менее 70% разрешенного объема. Изъятые квоты, в свою очередь, могут быть реализованы на аукционах.
Согласно статистике Росрыболовства, рыбных рантье в России более 300. Зачастую эти «рыбные бароны» давно распродали свой флот и живут за счет спекулятивной продажи права на вылов когда-то выделенных им квот. На том же Дальнем Востоке, на который приходится 2/3 квотируемой добычи в стране, в списке рантье – крупнейшие держатели квот, и на их переуступке, по оценкам экспертов, в общей сложности рантье зарабатывают до 4 млрд руб. в год. По этой схеме ежегодно вылавливается минимум 420 тыс. тонн рыбы, что составляет около 10% всего российского улова.
Если правительство одобрит предложения Минсельхоза, то соответствующие поправки будут внесены в федеральный закон о рыболовстве. Распределение квот на основании исторического принципа – не лучший способ их распределения, считают некоторые рыбаки, но существовавшая до этого аукционная система продажи квот еще хуже.