Инженеры готовы работать над пополнением научного флота
Опыт специалистов Гипрорыбфлота по созданию научно-исследовательских судов на базе рыболовных будет использован при разработке концептуального проекта нового НИС. Также будет задействован опыт подготовки исходных технических требований к научно-исследовательскому флоту нового поколения и результаты работ по созданию оборудования. Об этом сообщает Fishnews.
Институт «Гипрорыбфлот» стал победителем в конкурсе на создание концептуального проекта научно-исследовательского судна для работы в исключительной экономзоне РФ. Согласно условиям конкурса, работы должны завершиться к середине 2015 г.
Как сообщил главный инженер ОАО «Гипрорыбфлот» Виктор Красавцев, у института за много лет работы был накоплен большой опыт создания рыбохозяйственных научно-исследовательских судов. По словам специалиста, Гипрорыбфлот в тесном взаимодействии с отраслевыми научно-исследовательскими институтами участвовал в создании НИСов разных поколений на основе рыболовных судов. Так, на базе БМРТ проекта 394 были созданы НИСы типа «Академик Книпович», на базе РТМ проекта Атлантик-2 - НИСы типа «Фиолет». Также сегодня в составе научно-исследовательского флота находятся НИСы типа «Профессор Марти», созданные на базе РТМ проекта Атлантик-333.
В современных условиях к научно-исследовательским судам предъявляются специальные требования, часто не совместимые с конструкцией типового рыболовного судна: малошумность пропульсивного комплекса и энергетической установки в целом, выдвижной киль, автоматизация сбора и обработки получаемой научной информации и т.д. Все это требует новых подходов к проектированию НИСов.
В 2003 г. Гипрорыбфлот разработал согласованное с отраслевыми НИИ предложение по строительству научно-исследовательских судов. «Сотрудниками института были подготовлены исходные технические требования для крупных, больших и средних судов, предназначенных для научно-исследовательских работ в отдаленных районах Мирового океана, в районах действия международных соглашений и в исключительной экономзоне РФ, – комментирует Виктор Красавцев. – Работы планировались и по другим типам судов, однако в связи с прекращением финансирования их пришлось остановить».
В 2008 г. была создана и утверждена Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 гг.», согласно которой под научно-исследовательские цели планировалось построить 24 судна и завершить строительство еще двух. На сегодняшний день действие ФЦП прекращено, но разработка концептуальных проектов НИСов нашла свое отражение в другой программе - «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 гг.».
«В прошлом году в рамках этой ФЦП институтом разработаны предложения по составу и размещению бортового центра управления научно-исследовательского судна Росрыболовства (БЦУНИСР) на всех типах научно-исследовательских судов, включая НИСы для работы в Антарктиде и Дальневосточном бассейне, созданы новая конструкция планктономера, система контроля параметров трала, судовой лидар, – отметил главный инженер Гипрорыбфлота. – Кроме того, в качестве инициативного варианта разработан концептуальный проект НИС для Антарктиды и Дальневосточного бассейна».
Таким образом, на данный момент у Гипрорыбфлота есть все основания уверенно вести разработку концептуального проекта НИС нового поколения для использования в исключительной экономзоне РФ.