Рыбная биржа во Владивостоке: мифы и реальности
Сегодня прочитал новость про создание “Дальневосточной рыбной биржи”. Она напомнила мне известную цитату из гоголевских “Записок сумасшедшего”: «Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай».
Авторы конгениального проекта “Дальневосточная рыбная биржа” рассказали о том, что уже в июле они готовы приступить к электронным торгам рыбой. И начнут с лососёвых. Никаких материальных следов проекта в природе пока, впрочем, не существует.
Странно, что биржевики проигнорировали самое представительное собрание дальневосточных рыбаков – заседание Дальневосточного научно-промыслового совета. 13-14 мая представители рыбодобывающих предприятий всего Дальнего Востока, руководители рыбацких ассоциаций, представители рыбохозяйственныой науки обсуждали итоги Охотоморской минтаевой путины, подготовку к лососёвой путине. Вот тут бы и послушать про биржевую торговлю. Но нет, поскромничали, не пришли биржевики. Очень странно. Всё равно, как на следующий день после завершения автосалона заявить:“А у нас на самом деле был подготовлен концепт-кар, но мы решили его никому не показывать, вот читайте про него пресс-релиз”.
Очень странно, представился уникальный шанс – в одном месте собрался тот самый бизнес, для которого разработан финансовый продукт. Да за одну только такую возможность банкиры выкладывают деньги, специально оплачивая конференции. Но у авторов идеи, похоже, другая целевая аудитория – СМИ. Для них главное, чтобы про них написали в газете. Из этого я делаю простой вывод – это не бизнес-проект, это PR-проект.
А теперь в двух словах о том, как на самом деле устроена в мире система электронной торговли рыбой. Эта система появилась в Норвегии по инициативе самих рыбаков для защиты интересов рыбаков от давления со стороны рыбопереработчиков, которые принимали уловы и диктовали цены и условия покупки. Были большие дебаты в обществе, в результате которых появилась система торговых кооперативов (союзов), управляемых самими рыбаками (не переработчиками). Сами кооперативы не осуществляют закупку рыбы и её продажу. Они обеспечивают справедливые условия продажи рыбы. Кроме этого, кооперативы ведут учёт всей первичной продажи рыбы. В Норвегии норвежское судно не может выгрузить рыбу на берег, если у него нет покупателя (при выгрузке составляются специальные документы, где указывается покупатель). Законодательство Норвегии устанавливает требования к первичному покупателю, согласно которым это лицо должно быть зарегистрировано как покупатель рыбы в соответствующем реестре (процедура и требования установлены законом).
Кооперативы осуществляют контроль объёма выгружаемых уловов, ведут учёт (совместно с властями), предоставляют гарантии по оплате уловов, а также имеют систему рыбных аукционов, на которых рыбаки могу (если нет прямого покупателя) реализовывать свои уловы (даже если судно ещё работает в море). При этом никто не заставляет норвежские суда везти уловы (даже из своей экономзоны) в норвежские порты. Если рыба продана в море, то она может доставляться в любой порт (даже иностранный), но первичная покупка регистрируется в соответствующем кооперативе.
За свои услуги кооперативы взимают сбор (процент от контрактной стоимости улова). Эти средства идут исключительно на обеспечение работы самих кооперативов (нет цели извлечения прибыли) и контролируются самими рыбаками (через органы управления).
Кооперативы также контролируют, чтобы продажа уловов не осуществлялась по ценам ниже минимальных. В Норвегии есть институт минимальных цен на рыбу (при первичной продаже с судна). Эти цены устанавливаются ежегодно на переговорах между рыбаками, переработчиками и рыбохозяйственными властями. Переговоры проходят в закрытом режиме и всегда очень тяжело (переработчики хотят максимально низкие цены, а рыбаки – максимально высокие). Минимальные цены могут меняться в течение года. Вся эта деятельность регулируется специальным Законом «О первичном обороте диких морских ресурсов».
Таким образом, кооперативы управляются самими рыбаками и работают в интересах рыбаков, предоставляют рыбакам услуги и взимают за это сбор. Данные о продажах не являются данными о том, сколько рыбы продали эти кооперативы. Это данные о том, сколько рыбы было продано через эти кооперативы рыбаками (как по прямым контрактам, так и через систему аукционов).
Для примера можно назвать 2 основных кооператива:
Союз по сбыту рыбы-сырца (Norges Råfisklag) – отвечает за оборот донных видов и морских млекопитающих ( http://www.rafisklaget.no).
Союз по сбыту сельди (Norges Sildesalgslag) – отвечает на оборот пелагических видов ( https://www.sildelaget.no).
В общем, можно сказать, что любая аналогия т.н. “Дальневосточной рыбной биржи” с торговыми кооперативами по сбыту рыбы в Норвегии абсурдна. Но ведь некоторые считают, что и Китай с Испанией - совсем одно и то же.
Автор Герман Зверев, председатель комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре