Страсти по креветке
В дальневосточной рыбной отрасли новый скандал. Некие анонимы, возможно из числа сахалинских рыбаков, обвинили ТИНРО-Центр в необоснованном завышении объемов ОДУ креветки в территориальных водах Приморья. Представители ТИНРО-Центра и краевого рыбпрома расценивают подобную акцию как клеветническую и продиктованную, возможно, чувством зависти к квотам приморских рыбаков. Об этом сообщает konkurent.ru.
Скандальное, никем не подписанное обращение в адрес глав Федеральной антимонопольной службы и Минсельхоза, было опубликовано на одном известном отраслевом портале. Его авторы упрекают ТИНРО-Центр в том, что он якобы корректирует общий допустимый улов (ОДУ) по добыче гребенчатой и северной креветок в сторону увеличения в южной части подзоны Приморья (южнее мыса Золотой): «По результатам заседания Дальневосточного Совета по промысловым беспозвоночным, состоявшегося 9-13 декабря 2013 г. во Владивостоке, ТИНРО-Центром предлагается выделить для промысла в территориальном море дополнительно 1,5 тыс. т северной креветки и 785 т гребенчатой креветки. Около половины этих объемов предполагается изымать в заливе Петра Великого, где в этом году снят запрет на промысел креветок».
Авторы письма не согласны с таким подходом, видя в нем угрозу истощения биоресурса в указанном районе и в водах к северу от него, в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ). В связи с чем предложили «запретить траловый промысел северной креветки в территориальном море южной части подзоны Приморье (южнее м. Золотой)». А также, по их мнению, необходимо сократить до разумных пределов, соответствующих практическому положению дел на промысле, объемы ОДУ глубоководных креветок гребенчатой и северной, выделяемые для изъятия в территориальном море подзоны Приморье. «Мы убеждены: ситуация настолько серьезная, что промедление приведет уже в ближайшее время к серьезным проблемам, и в первую очередь к потере для России этого ценного промыслового ресурса», — уверены авторы письма. Попутно они упрекают ТИНРО-Центр в том, что последний, вопреки своей недавней позиции, отказывается, как это велят правила рыболовства, запретить траловый промысел креветки в 12-мильной зоне Японского моря (как раз в пределах омывающего Приморье залива Петра Великого), и подозревают, что это делается неспроста и «в интересах одной определенной фирмы».
Обвинения анонимов в ТИНРО-Центре считают по меньшей мере не разумным. Константин Осипов, пресс-секретарь ФГУП «ТИНРО-Центр»: «Прогноз общего допустимого улова проходит длительную процедуру утверждения на многочисленных уровнях отраслевых институтов и ведомств — это ученые советы ТИНРО-Центра, ВНИРО, Дальневосточный научно-промысловый совет (ДВНПС), Отраслевой совет по промысловому прогнозированию, общественные слушания, государственная экологическая экспертиза. Иными словами, согласование устанавливаемых объемов в определенных районах требует детального и подробного обоснования. И свои вопросы, предложения, возмущения заинтересованные лица могли бы высказать на том же ДВНПС или общественных слушаниях. Но они этого почему-то не сделали».
По словам Осипова, исследование ТИНРО-Центра состояния запасов северной и гребенчатой креветок в подзоне Приморье носило беспристрастный, научно-объективный характер, с соблюдением всех необходимых методик и расчетов. Поэтому оно отражает максимально приближенное к истине положение дел с данным биресурсом в данной части Японского моря, на основе которого можно давать правильные рекомендации по объемам вылова. «Сейчас в ТИНРО-Центре готовится научная статья о динамике состояния запасов северной и гребенчатой креветок в подзоне Приморье, там будет собран интересный и подробный материал о перспективах промысла креветок в наших водах. Желающие смогут уяснить для себя все моменты, связанные с освоением этого вида биоресурсов в Японском море», — добавил Осипов.
На комплексности и научной объективности проведенного исследования сделал акцент и Игорь Мельников, заместитель генерального директора, заведующий научно-исследовательским отделением сырьевой базы морского и океанического рыболовства ФГУП «ТИНРО-Центр»: «В течение всего промыслового периода мы проводили уникальные обследования мест обитания креветки посредством съемок с помощью креветочного трала. Мы выявили соотношение между скоплениями данного биоресурса в 12-мильной промзоне (захватывает залив Петра Великого) и исключительной экономической зоне (ИЭЗ, исчисляется 200 милями от побережья). По результатам проведенной работы стало ясно, что за последние годы популяции северной и гребенчатой креветки в 12-мильной зоне значительно выросли, и на основе этого можно вводить здесь дополнительные объемы вылова».
По мнению Мельникова, упрекнуть ТИНРО-Центр в завышении объемов вылова креветки могли традиционные конкуренты приморских промысловиков — сахалинские рыбаки. По действующему отраслевому законодательству, ориентированному на привязку прибрежных квот к близлежащему Субъекту Федерации, Приморье может вести промысел как в 12-мильной зоне, так и в пределах ИЭЗ. А сахалинцы же только в ИЭЗ. Поэтому прогнозное увеличение ОДУ вблизи Приморья ставит их в заведомо менее выгодное положение, отсюда у них есть весьма сильный мотив желать, чтобы ОДУ в приморской подзоне был меньше допустимого для промысла.
Решить проблему «конкурентной зависти» можно было бы, считает ученый, путем упразднения юридического понятия «12-мильная зона» для рыбной промышленности («оставить его только для пограничников»). Тогда приемлемый ОДУ давал бы возможность вести промысел как сахалинцам в 12-мильной зоне Приморья, так и приморцам у берегов Сахалина.
Вероятность «сахалинского следа»
В деле с открытым обвинительным письмом в адрес ТИНРО-Центра не исключает и Александр Передня, директор департамента рыбной промышленности Приморского края. В беседе с корр. «К» он заметил: «Действительно, ОДУ, рекомендованные на основе исследований ТИНРО-Центра в подзоне Приморья, весьма многообещающие для наших рыбаков и не очень — для сахалинских. Но в данном случае весомое прибавление ресурса — вполне закономерный и объяснимый процесс, ведь еще в 2002 г. по рекомендации того же ТИНРО-Центра промысел креветки был прекращен в связи с подорванным запасом ресурса в районе залива Петра Великого. Естественно, что за прошедшие с тех пор 12 лет ресурс полностью восстановился и с этого года приморские рыбаки снова могут начать здесь промысел креветки, согласно рекомендациям ТИНРО-Центра».
Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья: «Считаю дурным тоном — в случае с ОДУ по креветке — ставить под сомнения результаты научных исследований. Если ТИНРО-Центр дает какие-то рекомендации, то им стоит следовать, т.к. вся многолетняя практика работы этого отраслевого научного учреждения ни разу не дала рыбакам повода усомниться в справедливости выводов его сотрудников. Что касается северной креветки, то сегодня ожидается увеличение ее поставок на внутренний рынок края, причем за счет легального вылова и увеличения ОДУ.
Разумеется, никто не может запретить не соглашаться с прогнозами ученых. При желании каждый вправе их оспаривать, доказывая правоту собственных взглядов. Но, по-моему, гораздо разумнее это было делать еще в ходе самого заседания Дальневосточного совета по промысловым беспозвоночным. И желательно — в режиме открытой дискуссии, а не анонимных обвинений».
ОДУ на освоение северной креветки в подзоне Приморье (в пределах всей 200-мильной исключительной экономической зоны) было определено на 2014 г. в объеме 3620 т. Из них за первый квартал текущего года добыто 1107,4 т (30,59%), из которых 213,9 т пришлось на вылов к югу от м. Золотой (район залива Петра Великого) и 893,5 т на вылов к северу от м. Золотой — район, где, кроме приморских, также ведут промысел сахалинские рыбаки.