Дальневосточный флот уходит с Камчатки
Динамика судозаходов в порт Петропавловск-Камчатский стремительно снижается. Невозможность многократно пересекать государственную границу в уведомительном порядке и многомиллионные штрафы за нарушение режима толкают судовладельцев искать менее затратные пути. Об этом сообщает «Открытая отрасль».
За последние два года рыбопромышленный и транспортный флот предпочитал заходить в порт Северо-Курильск (судозаходы возросли в 29 раз), на Сахалин (рост в 7,6 раз) и в порты Приморского края (рост в 4,4 раза). Статистика зафиксировала и «уход» камчатского бизнеса в другие регионы. Так, в 2011 году 22 предприятия перевели свой бизнес в другие регионы, в 2012-м – еще 29.
На лососевой путине, которая уже стартовала на Камчатке, задействовано более сотни судов разного типа: приемщики рыбы, транспортные суда, малый и средний флот для обслуживания неводов. С завершением подходов красной рыбы на востоке полуострова суда переместятся на запад.
Ключевым фактором в выборе порта для промышленников являются затраты, которые они несут при доставке продукции. С января этого года Первый Курильский пролив, который позволял предприятиям укоротить путь (на 240 миль), был закрыт Пограничным управлением ФСБ России по Камчатскому краю. Предприятия вынуждены направлять свой флот Четвертым Курильским проливом и дополнительно тратить около 19 млн. рублей (топливо, зарплата экипажу и т.д.) либо нарушать закон «О госгранице» и платить штрафы, подвергая риску весь флот предприятия. В камчатском погрануправлении действует практика не выдавать разрешения на пересечение границы на весь флот компании после однократного нарушения.
У хозяйственника в такой ситуации один выход – включить понесенные расходы в себестоимость продукции и сменить порт.
По информации Пограничного управления ФСБ России по Камчатскому краю, с начала января по настоящее время возбуждено уже 346 административных дел по ч. 1 ст. 18.1 КоАП РФ за нарушение режима Государственной границы. Наложено 312 административных штрафов на общую сумму 69,252 млн. рублей.
Проблема многократного пересечения госграницы актуальна для всех рыбопромышленников Дальнего Востока. Аналогичная ситуация складывается и на Северном бассейне. На данный момент предложения по изменению нормативно-правовой базы, которые препятствуют ведению хозяйственной деятельности, находятся на согласовании в различных заинтересованных ведомствах – Росрыболовстве, Минсельхозе и ФСБ России.