Рыбакам стоит готовиться к переменам в распределении ресурса
Почти год, прошедший с момента вступления в силу изменений в закон "О рыболовстве", которые позволили рыбакам-"прибрежникам" обрабатывать уловы на судах и перегружать рыбопродукцию непосредственно в море, накопил в отрасли целый ряд конфликтов – с географией от Мурманска до Дальнего Востока. Поправки, принятые исключительно в интересах рыбодобытчиков, дали им возможности осваивать прибрежные квоты без оглядки на береговые предприятия регионов, что, естественно, вылилось в увеличение экспортных поставок рыбосырья - за счет поставок на внутренний рынок, сообщает РИА PrimaMedia со ссылкой на информацию региональных и отраслевых СМИ.
Напомним, что с 14 июля 2013 года вступил в силу ряд положений закона "Об аквакультуре", имеющие отношение к прибрежному рыболовству. Премьером Медеведевым было подписано распоряжение № 1196-р, которое утвердило перечень районов добычи водных биологических ресурсов (ВБР), в которых разрешается при прибрежном рыболовстве осуществлять перегрузку уловов и производство на судах продукции из водных биологических ресурсов, а также - перечень видов ВБР для указанных операций.
Первыми озвучили проблему береговые предприятия Мурманской области, обратившиеся с жалобой на действия "коллег-рыбаков" в Минсельхоз.
"По факту теперь судовладельцы, занимающиеся прибрежным рыболовством, могут замораживать добытые ВБР на борту судна и затем реализовывать рыбопродукцию низкой степени переработки как на внутреннем рынке, так и на экспорт. Распоряжаясь продукцией по своему усмотрению, судовладелец, таким образом,
игнорирует саму логику выделения квот в прибрежном рыболовстве, направленную на использование уловов водных биоресурсов для производства рыбной и иной продукции на территориях прибрежных субъектов Российской Федерации", - отмечалось в публикации агентства ИА "Би-порт".
Как сообщает издание "Мурманский вестник", к лету 2014 года конфликт интересов "прибрежников" и рыбопереработчиков только усугубился. По мнению председателя Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана, Анатолия Евенко, "прибрежные" квоты бассейна с открытием "форточки" сразу "улизнули из региона".
"Сработала поправка к закону "О рыболовстве", которая вышла прошлым летом, - пояснил Евенко изданию. - Она позволила "прибрежникам" самим выбирать направление деятельности: везти свежеохлажденную рыбу на мурманский берег либо морозить улов и перегружать в море с судна на судно. Конечно, второе значительно проще. Пока этой поправки не было, наши коллеги из Архангельской области, Карелии и НАО везли весь улов в Мурманск, так как до своего берега просто не могли доставить. А после ее выхода практически все они взялись морозить улов. Для бизнеса это очень заманчиво, ведь замороженную рыбу можно хранить на холодильнике сколь угодно долго в ожидании выгодной цены".
Между тем в июне 2014 года завершается мониторинг реализации пресловутого правительственного распоряжения № 1196-р. "Ближе к дате" НИА "Мурманск" со ссылкой на публикацию отраслевого агентства Fishnews сообщило о том, что сотрудничество с рыбопереработчиками для добытчиков невыгодно.
"Рыбаков тревожит, что любые разговоры о привязке объемов, пусть даже прибрежных, к переработке
могут обернуться очередными попытками по изменению существующего принципа наделения квотами.
Вполне вероятно, что сегодня на площадке вроде бы локального сюжета отрабатывается принципиальная возможность перераспределения квоты между регионами", - считают авторы публикаций.
Между тем, как ранее сообщало РИА PrimaMedia, государство начало напоминать рыбодобывающим компаниям Дальнего Востока, ведущим добычу водный биоресурсов (ВБР) в рамках прибрежного рыболовства, о том, что "прибрежная" рыба – не только средство для извлечения доходов бизнеса, но и необходимый субъектам РФ национальный ресурс.
По недавнему решению Камчатского краевого суда, правительство края слишком "вольно" стало трактовать изменения в законе "О рыболовстве", которые с прошлого года разрешили рыбакам-"прибрежникам" производить обработку уловов на судах и перегрузы непосредственно в море.
3 апреля этого года краевой суд признал недействующим со дня принятия распоряжение правительства Камчатского края от 27 декабря 2013 года, которым местным "прибрежникам" разрешалось доставлять свои уловы морем практически куда угодно - то есть распоряжаться биоресурсами исключительно в интересах квотовладельцев.
Истцом в этом деле выступил заместитель краевого прокурора, который отметил, что внесенные в распоряжение изменения противоречат п. 10.1 ст. 1 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и
не отвечают экономическим интересам того региона, которому были распределены квоты добычи водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства.
Также напомним, что последствия освобождения рыбаков-"прибрежников" от обязанности доставлять уловы для переработки на берег "своего" субъекта уже были наглядно продемонстрированы в ряде регионов Дальнего Востока РФ. Поддержанные местными властями массовые нарушения закона "О рыболовстве" "подкосили" предприятия береговой рыбопереработки.
По данным Росрыболовства, в 2014 году дефицит рыбопродукции – и именно тех видов, которые добываются в исключительной экономзоне РФ и в рамках прибрежного рыболовства – был зафиксирован на Дальнем Востоке. Рыбодобывающие компании, эксплуатирующие сейчас национальный ресурс, все больше соблазняются валютной выручкой, поставляя рыбосырье на экспорт.
Инициаторами же внесения неоднозначных для прибрежных регионов поправок в закон "О рыболовстве" выступили в том числе и члены Федерального собрания РФ от Сахалинской области - сенатор Александр Верховский и депутат Госдумы Георгий Карлов. "Народные избранники" давно ратовали за то, чтобы власти отдельных регионов могли, обращаясь в правительство РФ, разрешать "своим прибрежникам" и производить продукцию на судах, и перегружать уловы в море, и везти их куда угодно – например, в иностранные порты.
Отметим, что Александр Верховский, открыто владеющий целой плеядой рыбодобывающих компаний, считает, что рыбными ресурсами России – и особенно Дальнего Востока – должен распоряжаться только бизнес, имеющий к ним доступ. Госконтроль в рыбной отрасли необходимо свести к минимуму, а законодательное регулирование осуществлять в интересах рыбопромышленных "игроков", полагает представитель законодательной ветви российской власти.
Вместе с тем ряд экспертов рыбной отрасли полагают, что транслируемая сенатором концепция "Задача государства - создание условий для ведения бизнеса" не направлена на достижение национальных интересов. Извлечение максимальной прибыли, являясь главной задачей бизнеса, не является главной целью для государства, считает председатель советов директоров ЗАО "Русская пелагическая исследовательская компания" и ЗАО "Морская инженерная компания"Олег Братухин. По мнению эксперта, задачи и цели государства в развитии рыбной отрасли предельно ясны и прагматичны - обеспечение продовольственной безопасности, и, как следствие, наибольшее производство продукции как пищевой, так и технической.