ФАС хочет получить право самостоятельно расследовать преступления
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) может получить дополнительные полномочия для борьбы с картелями: проводить доследственные проверки и передавать собранные доказательства напрямую следователям, а не через посредство МВД. Антимонопольщики рассчитывают, что это позволит на практике применять фактически не действующую сегодня уголовную статью за картели — одно из самых опасных преступлений в сфере монополизма. Об этом сообщает РБК.
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать возможность наделения ФАС функциями органа дознания по уголовным делам, сообщили РБК в аппарате первого вице-премьера Игоря Шувалова. Он, в свою очередь, поручил профильным министерствам и ведомствам, включая силовые, представить свои предложения.
По закону о защите конкуренции картелем признаются соглашения между компаниями, продающими товары на одном товарном рынке, если они приводят к определенным негативным последствиям. Например, таким как установление и поддержание цен и скидок, манипулирование ценами на торгах, раздел товарного рынка и др. Уголовная ответственность за картели вместе с самим понятием появилась в российском законодательстве в 2012 году со вступлением в силу «третьего антимонопольного пакета». На сегодня это единственная форма преступления против конкуренции, за которое сегодня остается уголовная ответственность.
Однако сегодня уголовную ответственность за картели нельзя назвать неотвратимой. ФАС в 2013 году передала в следственные органы 56 заявлений о картелях, на их основании было возбуждено всего девять дел, однако ни одно из них в результате не передали в суд, рассказал РБК представитель ведомства. Последний приговор за картель, как следует из информации на сайте ФАС, был вынесен в 2011 году, были осуждены два человека. Между тем в 2013 году ФАС приняла решение о наличии признаков картеля в 148 случаях, в 2012 году выявила 75 таких правонарушений.
«МВД России фактически не ведется работа по привлечению участников картелей к уголовной ответственности по ст. 178 Уголовного кодекса», — говорится в материалах к докладу на Санкт-Петербургском юридическом форуме, опубликованных на сайте ФАС. Эту работу мог бы вести сам антимонопольный орган, проводя доследственные проверки, неотложные следственные действия с целью закрепления доказательств. Затем ведомство могло бы решать вопрос о возбуждении уголовного дела и передавать уголовное дело следователю для проведения предварительного расследования, отмечается в документе. Для наделения ФАС такими функциями требуется внесение поправок в Уголовно-процессуальный кодекс.
При этом ФАС подчеркивает, что не просит передать ей полномочия по осуществлению оперативно-разыскной деятельности. Официальный представитель МВД от комментариев отказался.
В «Деловой России», впрочем, полагают, что качество антимонопольных расследований, которые проводит ФАС, недостаточно по сравнению с аналогичными расследованиями американских и европейских антимонопольных ведомств. Переносить этот опыт в уголовное расследование нельзя, говорит член генерального совета «Деловой России» Сергей Колесников. Кроме того, по его словам, антимонопольное законодательство в России очень сложное и часто меняется. «Представляете, что сейчас будет, если мы начнем сажать людей просто из-за того, что они не понимают это законодательство?» — говорит он.
Понятие «картельный сговор» в российском законодательстве расплывчатое и требует уточнения, настаивает Колесников. В классическом понимании это сделка между конкурентами, а в России в ряде случаев ФАС признавала картелями сделки между покупателем и продавцом. «Это опасная ситуация», — заключает эксперт.
С картелями в России нужно бороться более жестко, возражает юрист Общества защиты прав потребителей Олег Фролов. «Во многих сегментах у нас нет рыночной цены», — отмечает он. По его словам, должно существовать ведомство, которое будет вести жесткий контроль, а привлечение к уголовной ответственности поспособствует сокращению количества таких правонарушений.
К органам дознания в России относятся полиция, органы по контролю над оборотом наркотиков, иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности, судебные приставы, командиры воинских частей, органы Госпожнадзора. На них возлагается дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.