«Рыбный союз» рыбакам не союзник
Борьба отечественных рыбодобытчиков с излишними административными барьерами вызывает озабоченность у их главных конкурентов на внутреннем рынке – импортеров. Об этом сообщает Fishnews.
Этот факт нашел свое воплощение в письме, которое председатель «Рыбного союза» Юрий Алашеев направил в адрес главы государства Владимира Путина. В документе говорится о значении ветеринарного контроля морских уловов и сообщается, что рыба может быть источником опасных заболеваний. «В последнее время некоторыми членами Межведомственной рабочей группы по развитию рыбохозяйственного комплекса продвигается идея отмены ветеринарного контроля промысловой рыбной продукции со ссылкой на Ваше поручение о ликвидации излишних административных барьеров», - обратился руководитель «Рыбного союза» к Президенту. Автор письма соглашается с тем, что система ветеринарного контроля безопасности пищевой продукции требует реформирования, но считает, что «отмена ветеринарного контроля не только не будет способствовать снижению административного давления на бизнес, коррупции и расходов государства и предпринимателей, но может привести к катастрофическому ухудшению эпизоотической и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, к затруднению ведения бизнеса в сфере производства и реализации продукции животного происхождения, остановке предприятий и увольнению тысяч сотрудников».
Такой парадоксальный вывод объясняется составом организации «Рыбный союз». В нее входят 32 предприятия, из которых 18 являются импортерами рыбы и прочих водных биоресурсов. В 2013 г. эти предприятия импортировали свыше 365 тыс. тонн ВБР, или почти 45% всей поступившей в Россию зарубежной продукции, а в стоимостном выражении и того больше – 46,5%.
Наращивают объемы импорта предприятия «Рыбного союза» в тесном взаимодействии с Россельхознадзором. Так, 29 мая 2014 г. в ведомстве состоялась встреча, в которой приняли участие помощник руководителя РСХН Алексей Алексеенко, председатель Рыбного совета Канады Брюс Чапман и исполнительный директор «Рыбного союза» Сергей Гудков. В ходе встречи Брюс Чапман заявил о заинтересованности канадских рыбопромышленников в скорейшем инспектировании Россельхознадзором их предприятий, включая морские суда, и сообщил о том, что Канадское агентство по продовольствию и инспекциям (CFIA) уже направило в Россельхознадзор официальную заявку на проведение такой инспекции. В свою очередь Сергей Гудков выразил обеспокоенность затянувшимся почти на год решением вопроса о снятии временных ограничений с канадских траулеров, добывающих креветку: «Российские импортеры и переработчики заинтересованы в стабильном приобретении такой любимой россиянами продукции, как креветка». Почему надо закупать креветку у канадских, а не у российских рыбаков, на совещании не обсуждалось.
В то время как Россельхознадзор оформляет импортные грузы в Приморье за 3 часа, о чем сообщает пресс-служба управления, российские рыбаки продолжают подсчитывать убытки и потерянное время при контроле ведомством на пути отечественной рыбы на внутренний рынок. «Растущая конкуренция, с одной стороны, свидетельствует о развитии рынка, - считает член общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов, а с другой – должна заставить органы государственной власти внимательно следить за чистотой борьбы. И уж совсем недопустима ситуация, когда в качестве конкурентных преимуществ используются особые отношения с контролирующим ведомством. Для импортеров Доктрина продовольственной безопасности не является ориентиром, хотя доля импорта должна быть снижена до 20%. Однако чем сложнее приходится нашим рыбакам, тем проще и прибыльнее вести бизнес импортерам».
«Даже поверхностный анализ и простые арифметические действия показывают: импортируемые в Россию из Норвегии мороженый и охлажденный атлантический лосось (около 200 тыс. тонн) и сельдь (120 тыс. тонн), а также пангасиус из Вьетнама (22 тыс. тонн) и тиляпия из Китая (20 тыс. тонн) конкурируют, а откровенно говоря, вытесняют продукцию сахалинских рыбопромышленных компаний, – отмечал ранее заместитель губернатора Сахалинской области Сергей Подолян. – Нынешние объемы импорта рыбы – если не вызов, не угроза, то, по крайней мере, фактор, на который стоит обращать внимание предприятиям рыбопромышленного комплекса и чиновникам не только Сахалинской области, но и всей России».
«У импортеров очень мощное лобби, - заявил ранее президент ВАРПЭ Александр Фомин. - В Москве вообще засилье импорта в отличие от рыбодобывающих регионов. Сейчас еще исхитрились выдавать его за отечественную продукцию: сырье из Норвегии, засоленное или расфасованное на территории России, превращается таким нехитрым способом в российскую рыбу». Заявленный государством курс на импортозамещение подразумевает, в первую очередь, поддержку производителей продукции из российского сырья. В этом свете у рыбаков вызывает недоумение привлечение Минсельхозом к выработке государственной политики в области рыболовства таких объединений, как «Рыбный союз».
«Я с большим уважением отношусь к этой организации, но мы все прекрасно понимаем, что хоть она и позиционирует себя как «переработчики», это очень узкий сектор рыбопереработки. На самом деле сегодня более 80% российской переработки осуществляется на судах. Но в то же время «Рыбный союз» очень широко представлен в секторе импорта рыбопродукции. Именно эти предприятия везут сюда норвежскую семгу, вьетнамский пангасиус, китайскую тиляпию, которыми завалены прилавки наших магазинов», – обращал внимание Александр Фомин.
внутреннего рынка недорогой отечественной продукцией)) Хочет ограничивать импорт, чтобы
продавать свою продукцию, которая не уходит на экспорт, в РФ подороже)) Интересно, где взять
сопоставимые объемы российской креветки для замещения канадской при
хотя бы такой же цене для потребителя.
зубатка пестрая 140р ( летом прошлого года - 85-90р)
Зубатка синяя 60р ( летом прошлого года 45р)
Сайда 85р ( летом прошлого года 60р)
Палтус бг тушка 220-250 ( летом прошлого года 160-180р)
Вот такие "ограничения", господин Фомин. А на чьей стороне играет РСХН и кто от этого выиграл?
Надо эти цены послать в ФАС и Набиулиной в ЦБР, чтобы видела источники инфляции((.
Все комментарии почему-то сводятся только к проблемам импорта и «дружбы» Рыбного Союза с РСХН. Я так понимаю, что переработчиков и импортеров задели высказывания г-на Фомина. Но вообще-то статья не совсем об этом.
Здесь всего два принципиальных момента:
· нужно ли ветеринарам контролировать продукцию, выловленную в российских водах, если район промысла признан безопасным по эпизоотическим показателям;
· введение электронной сертификации, ее плюсы и минусы.
Если вдуматься, то эти вопросы никак не связаны между собой. Насколько я понял из путаных разъяснений разработчиков системы электронной сертификации, она упрощает движение товара при перемещении его внутри страны. Особенно она будет полезна именно переработчикам и оптовикам, поскольку значительно упрощает процедуру оформления ветсертификатов при перемещении со склада на склад, или в пределах одного склада.
Рыбакам, продающим свою продукцию оптом, отчасти такая
система тоже выгодна, если продукция помещена на склад и оттуда продается
отдельными партиями. Но система не решает основного для них вопроса. Входная инспекция
по-прежнему будет отнимать много средств и времени. (Про нервы я молчу).
Все остальное, это от лукавого. Громкие слова о продовольственной безопасности, запугивание «катастрофическим ухудшением эпизоотической и санитарно-эпидемиологической ситуации в стране, затруднением ведения бизнеса в сфере производства и реализации продукции животного происхождения, остановкой предприятий и увольнением тысяч сотрудников», это не что иное, как попытки аргументировать ту или иную позицию. Там еще много всякого приплетено, и ННН-промысел и рантье и ограничения импорта и экспорта и повышение ставок сборов за право лова. При желании, можно и еще что-нибудь приспособить под конкретную задачу.
Создается впечатление, что и Рыбный Союз и ВАРПЭ и другие ведомства и ассоциации, высказывающиеся по этой проблеме, используются кем-то «в темную» в межведомственной борьбе.
Интересную мысль в прошлом году высказал Президент межрегионального общества специалистов доказательной медицины Михаил Власов, рассуждая о деятельности Роспотребнадзора. Вот его слова: «У нас в России очень силен элемент случайности, Ведомства то наделяют какими-то функциями, то забирают их в зависимости от того, кто именно ими руководит. Дополнительные сферы влияния — это дополнительное финансирование. Вот что определяет успехи любой структуры».
Возможно, мы как раз является свидетелями такого процесса. Ведь предлагаемая электронная сертификация, как утверждают ее сторонники, обеспечит прослеживаемость продукции, исключит незаконный промысел и т.д. В результате этого к РСХН перейдут дополнительные функции.
Кстати, Роспотребнадзор неоднократно высказывал позицию по вопросу сопровождения переработанной молочной и мясной продукции ветеринарным сертификатом на территории Таможенного союза. По мнению ведомства, такое сопровождение будет, безусловно, избыточным, «устанавливая дополнительные и неоправданные обременения для хозяйствующих субъектов, включая коррупционные риски и, по сути, не обеспечивая контроля». В федеральной службе отметили, что переработанная пищевая продукция производится из сырья, уже имеющего ветеринарный сертификат, и не может представлять какого-либо риска для здоровья животных и тем более для человека, поскольку ветсертификат должен лишь подтверждать происхождение сырья из благополучной по заразным болезням животных территории.
Такой подход актуален и для рыбной продукции.
Создать единое информационное поле – отличная идея. Осталось преодолеть межведомственные барьеры.