Рыба ждет перемен
То, что сегодня происходит в рыбной отрасли, – результат разобщенности и отсутствия четкой позиции рыбаков в вопросе развития. Генеральный директор компании «Engineering & Development Company» Антон Сухоруких уверен: по старым правилам рыбакам осталось жить недолго. Об этом сообщает eastrussia.ru.
– Антон Леонидович, предложения различных служб и ведомств, касающиеся развития рыбной отрасли России, носят весьма революционный характер. Судя по всему, принцип распределения квот на вылов водных биоресурсов после 2018 года претерпит изменения уже в ближайшем будущем. Об этом говорилось на совещании о социально-экономическом развитии Архангельской области, которое 9 июня провел Президент России Владимир Путин. Правительство настаивает: часть квот необходимо увязать со строительством флота (принцип «квоты под киль») остальное – распределять по «историческому принципу» на 20 лет и более.
– Не случилось ничего неожиданного, такого, что не просчитывалось бы заранее и не обсуждалось уже. 4-5 июня 2014 г. Росрыболовство провело аукцион по продаже права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. В торгах приняли участие 44 организации. На аукцион было выставлено 66 лотов с общей начальной ценой лотов 31 532 393 руб. По его итогам в федеральный бюджет будет перечислено 475,3 млн рублей. Это рекордная сумма.
Что из этого следует? В частности то, что исторический принцип распределения квот вряд ли сохранится. В кризисный период государство будет использовать все средства как для пополнения бюджета, так и для проведения политики ускоренного перехода к максимально возможным самообеспечению и самозанятости страны. И речь будет идти не только об уровне стоимости самих квот, но и об обременении квотодержателей связанными обязательствами. И те же «квоты под киль» представляются весьма разумным способом такого обременения, причем далеко не единственным. Имеется однозначно положительный опыт обременения лицензий на недропользование, например, в нефтегазовой отрасли. Это позволяет предполагать распространение подобной практики и на другие области деятельности, связанные с использованием высокорентабельных природных ресурсов, в том числе и на рыбную отрасль.
– Однако существующие и даже строящиеся российские судостроительные мощности загружены под 100% на длительную перспективу.
– Поэтому реализация принципа «квот под киль», скорее всего, будет поэтапной и согласованной с состоянием и развитием российского судостроения. И на начальном этапе внедрения этого принципа он, вероятно, будет совмещаться с каким-то другим принципом, возможно, тем же историческим. Причем тут надо отдавать себе отчет, что эта ситуация вызвана чисто объективной причиной, а отнюдь не является какой-то уступкой, поэтому вряд ли предполагается, что исторический принцип все 15 или 20 лет будет таким же кристально историческим, как сегодня. К тому же, с высокой вероятностью будут вводиться и другие обременения, к примеру ограничения на экспорт сырья низкой степени переработки, вплоть до запрета в перспективе, норматив по 95% использованию добытого сырья, и прочие требования по приведению бизнеса, связанного с добычей рыбы, в цивилизованный вид.
Поймите, в сложившейся в мире экономической ситуации деньги теряют стоимость, а владение ими – смысл. Как дальновидно отметил еще в 2008 году Президент РФ Владимир Путин, «деньги, эти бумажки, в современной экономике никому не нужны. Нужны активы». Ценнейшие из активов – это дефицитные и востребованные природные ресурсы, одними из которых являются рыба и прочие водные биоресурсы. И истинная цена этого актива уже проявляется. На прошедших аукционах были побиты все рекорды по стоимости квот! Оценка бизнеса права на добычу водных биоресурсов возросла, едва ли не в одночасье, в 15 раз, и это, очевидно, далеко не предел. Ведь рыбные квоты как актив представляют интерес не только для рыбаков, но и для представителей других, гораздо более капитализированных бизнесов.
– По факту, это может привести к переделу рынка. Как должны вести рыбопромышленники в этой ситуации?
– Неоднократно говорилось, что компаниям рыбной отрасли нужно объединяться, вырабатывать совместную идеологию, предлагать государству внятный план действий по модернизации отрасли, согласованный с основными тезисами новой экономической и промышленной политики страны. А это – курс на сокращение импорта сырья с переходом к экспорту продукции высоких переделов, ресурсосбережение, импортозамещение, деофшоризация, перенос производств на российскую территорию, приоритет отечественных поставщиков при размещении промышленных заказов, повышение ответственности бизнеса перед обществом и государством. Если рыбаки не предложат свой вариант плана действий, который их устраивает в большей степени, но при этом в полной мере учитывает интересы государства, то оно навяжет им свое видение этого плана. Это видение может оказаться таким, что большинство нынешних участников этого бизнеса будет из него выдавлено. Первые события в этом ключе уже произошли.
У рыбаков еще есть какое-то, небольшое, время, чтобы все-таки выработать цельную, консолидированную и взвешенную программу, начать ее продвигать и договариваться с государством. Это можно сделать посредством создания Совета ассоциаций предприятий рыбной отрасли, делегирования ему прав на выработку и согласование с органами власти соответствующих решений, создания под его эгидой рабочей группы с привлечением сильных и грамотных специалистов, способных понимать и учитывать не только интересы бизнеса, но и интересы государства. Параллельно нужно организовать общественное обсуждение положений программы и широкое освещение этих процессов через СМИ. Это необходимо и для легитимации программы, и для предупреждения различных эксцессов, связанных с тем, что в отсутствие информации о происходящем органы власти могут счесть, что не происходит ничего, и продолжить проведение собственного курса.
Справка: ООО «Engineering & Development Company» – компания, предоставляющая услуги по технологическому, техническому и финансовому аудиту, консалтингу проектов и компаний. Занимается организацией строительства новых и модернизацией действующих производств. Работает в рыбной отрасли, а также пищевой и химической промышленности, машиностроении, судостроении и судоремонте, строительстве.