Интервью директора Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза России Евгения Каца
В апреле в структуре Министерства сельского хозяйства был образован новый департамент – регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Как отразится создание нового звена в системе управления рыболовством на рыбаках, каким образом будет осуществляться взаимодействие с Росрыболовством и решению каких вопросов будет уделяться первоочередное внимание, Fishnews рассказал директор департамента Евгений Кац.
– Евгений Семенович, какие приоритетные задачи стоят перед департаментом регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры? Чем была вызвана необходимость его создания и какие функции он будет выполнять?
– По всей видимости, это решение было принято после того, как была дополнительно проанализирована и оценена роль рыбного хозяйства и аквакультуры в экономике. Профильный департамент позволит сосредоточиться на решении конкретных вопросов по этому направлению, а не распределять их по различным подразделениям министерства.
В настоящее время формируется положение о департаменте, оно еще не утверждено, но как я понимаю, нам будет передана та часть полномочий Минсельхоза, которая отнесена к вопросам государственной политики и нормативного регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры. Сюда входит и подготовка законопроектов, проектов подзаконных нормативно-правовых актов, в том числе ведомственных приказов. В части госполитики это участие в разработке и корректировке стратегических документов.
На депрыбхоз совместно с другими подразделениями Минсельхоза также возложена доработка и формирование новой федеральной целевой программы и при необходимости внесение изменений в утвержденную государственную программу развития рыбохозяйственного комплекса. Естественно, к нашим функциям относится и взаимодействие с остальными департаментами министерства – с департаментом правового обеспечения, с департаментом экономики, с департаментом финансов, с департаментом животноводства и т.д. Без взаимодействия выполнять нашу работу невозможно.
– Как вы напомнили, объявляя на коллегии Росрыболовства о создании нового департамента, глава Минсельхоза Николай Федоров одним из ключевых направлений его деятельности назвал реализацию госпрограммы и доработку федеральной целевой программы развития рыбохозяйственного комплекса. Какие разделы госпрограммы и ФЦП, на ваш взгляд, требуют первоочередного внимания?
– Давайте сразу оговорим, что проект ФЦП пока находится в стадии доработки и уточнения. В настоящий момент он включает несколько магистральных направлений. В их числе обеспечение эффективной и безопасной добычи водных биоресурсов, повышение качества государственного мониторинга и эффективности контроля добычи ВБР, комплексное обслуживание судов рыбопромыслового флота в рыбных терминалах морских портов, расширение ресурсной базы рыболовства, развитие аквакультуры, а также сохранение и увеличение запасов водных биоресурсов.
Если говорить о приоритетах, то к ним, безусловно, нужно отнести развитие аквакультуры и науку, перед которой стоит задача обеспечить прирост разведанных запасов. Для проведения масштабных ресурсных исследований необходимо строительство научных судов. Имеющийся в распоряжении отраслевых институтов научно-исследовательский флот на грани или за гранью сроков эксплуатации, а вызовы перед ним стоят серьезные. Нам нужны достоверные научные данные о запасах водных биоресурсов, для того чтобы ими правильно управлять, для того чтобы планировать их использование и вовремя принимать меры по сохранению. Поэтому научная составляющая должна остаться приоритетом в обеспечении развития отрасли и принятии управленческих решений.
Другое важное направление – это аквакультура, куда входят вопросы, связанные с развитием технологий, повышающих эффективность как мероприятий по воспроизводству ВБР, так и товарного рыбоводства. В рамках ФЦП предусмотрено строительство и реконструкция научных производственных центров, решающих эти задачи, в том числе по получению жизнестойкого посадочного материала, которого сегодня не хватает.
Понятно, что во многом развитие товарной аквакультуры – это дело хозяйствующих субъектов. Сейчас в рамках поручений председателя Правительства по итогам совещания в Магадане прорабатываются системные меры по привлечению инвестиций в эту отрасль. Для того чтобы развивать аквакультуру, нужно использовать все возможные механизмы, главное – определить четкие меры господдержки, принять соответствующие акты и добиваться их исполнения.
Положительную роль могут сыграть и различные организационные меры, необязательно связанные с бюджетными процессами. В любом виде деятельности эффективность можно повышать путем управленческих решений, путем снятия административных барьеров, а также путем укрепления консолидации бизнеса. Думаю, что в этом смысле очень важно упрочение ассоциативности хозяйств аквакультуры, чтобы бизнес более точно выражал свои потребности и принимал внутренние организационные решения, для того чтобы формировать стратегию развития товарного рыбоводства. Пришло время конкретных шагов, для того чтобы эта сфера стала не перспективной, а реально эффективной.
– Последний год с выходом правовых актов, регулирующих вопросы рыболовства и аквакультуры, возникали задержки. Как вы считаете, изменится ли эта ситуация после перехода рыболовства в ведение отдельного департамента? Каким образом будет строиться взаимодействие депрыбхоза с Росрыболовством?
– Сроки принятия нормативно-правовых актов очень сильно связаны с процедурой общественного обсуждения. Новые нормативно-правовые акты подлежат размещению для общественного обсуждения не менее чем на 60 дней. У участников обсуждения могут возникать предложения и серьезные замечания, которые требуют уточнения документов. Если нормативно-правовые акты меняются значительно, то процедура повторяется и срок общественного обсуждения увеличивается. На эти процессы никакие внутренние структурные изменения в госорганах не влияют.
В свою очередь департамент вместе с курирующим заместителем министра – руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым старается оперативно рассматривать все возникающие вопросы. Надеюсь, создание департамента ускорит и улучшит эту работу, и снимет проблемы с взаимодействием, возникавшие до утверждения замминистра руководителем федерального агентства.
Что касается выхода конкретных документов, то сейчас в высокой степени готовности находится ряд подзаконных актов в развитие закона об аквакультуре. Например, приказ о перечне хищных и малоценных видов рыб уже утвержден министром и направлен в Минюст на государственную регистрацию.
С правилами рыболовства проблема возникла именно потому, что раньше в отношении этих приказов процедура оценки регулирующего воздействия не применялась. Дополнительное общественное обсуждение правил для Азово-Черноморского и Дальневосточного бассейнов повлекло за собой задержку с выходом остальных правил. Они все разработаны, но сроки их принятия жестко привязаны к завершению процедуры оценки регулирующего воздействия.
Нужно учитывать, что у граждан и юридических лиц нередко возникают замечания по правилам рыболовства, многие из которых направлены на улучшение текста документа. Сейчас анализ этих замечаний и предложений заканчивается, и если не потребуется серьезной переработки правил, то после внесения уточнений приказы будут утверждены и направлены в Минюст для регистрации. Можно сказать, этот процесс практически завершен.
– Можно ли говорить о том, что работа над совершенствованием нормативно-правовой базы рыбной отрасли теперь полностью перенесена в министерство?
– Говорить о том, что можно разрабатывать нормативную базу рыбной отрасли без Росрыболовства, на мой взгляд, в корне неправильно, не говоря уж о функционале. Поэтому нормативно-правовые акты разрабатывались и будут разрабатываться во взаимодействии с Федеральным агентством по рыболовству, а задача департамента – обеспечить их рассмотрение, доработку и согласование с федеральными органами исполнительной власти, если это акты правительства, или утверждение в министерстве и регистрацию в Минюсте, если речь идет о ведомственных актах.
Думаю, что никто не заинтересован в том, чтобы разделять Росрыболовство и департамент регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза. Сложности, которые возникали раньше, как мне кажется, преодолены. Хочется верить, что вместе мы сможем достигнуть лучших результатов, чем раньше.
– Насколько упростится работа по согласованию проектов документов и снятию разногласий с другими подведомственными Минсельхозу структурами, например Россельхознадзором, департаментом ветеринарии и т.д.?
– Здесь вопрос больше связан не с созданием департамента, а с тем, что с нынешнего года курирование вопросов рыбного хозяйства и аквакультуры и руководство федеральным агентством сосредоточены у одного заместителя министра. Поэтому здесь нет проблем с взаимодействием. Заключено и уже работает соглашение об информационном взаимодействии между Росрыболовством и Россельхознадзором.
Но вопросы ветеринарии – это отдельные и сложные вопросы, по которым есть конкретные поручения Президента и Правительства. Я знаю, что этой теме уделяют особое внимание и в Российском союзе промышленников и предпринимателей и в Агентстве стратегических инициатив, она обсуждалась уже не раз. Проблема связана еще и с тем, что раньше Минсельхоз и Россельхознадзор настаивали на необходимости принятия новой редакции закона о ветеринарии. Наверное, это правильно, но закон о ветеринарии очень большой и комплексный, затруднения с его принятием связаны не столько с рыбным хозяйством и аквакультурой, сколько с другими направлениями сельского хозяйства, поэтому решение проблем в сфере рыболовства нельзя ставить в зависимость от общего реформирования системы ветеринарии.
На мой взгляд, можно уже сейчас предпринять конкретные меры по упрощению и уточнению процедур контроля и надзора, решать вопрос с тотальными лабораторными исследованиями, которые являются серьезным бременем для рыбаков и тормозят движение рыбопродукции внутри страны. Важно выстроить план действий, который последовательно определит шаги по минимизации административных барьеров, по снятию напряжения в отношениях контролирующих органов и бизнеса.