«Проездной» для горбуши
Горбуша, которая сейчас плывет по Охотскому морю к нашему острову, даже не подозревает, что ей уже подготовлен своеобразный «проездной». Выглядит он, конечно, совсем не так, как его сухопутный бумажный собрат. Рыба получит прямоугольник из белого гибкого пластика длиной 4 и шириной 1 см, на котором выбиты название института СахНИРО и телефон для добровольных информаторов. А причиной для появления этого «проездного» стало решение ученых пойти на очередной эксперимент. Он запланирован на конец нынешнего лета и коснется горбуши, возвращающейся на нерест в сахалинские реки. Об этом сообщает skr.su.
– Мы проведем мечение для того, чтобы получить дополнительную информацию о путях и сроках подхода горбуши в залив Анива, – рассказал ведущий научный сотрудник лаборатории динамики численности лососей Александр Антонов. – Для этого станем выходить в море и отбирать рыбу из неводов, выставленных на юго-восточном побережье Тонино-Анивского полуострова. Метка с помощью специального устройства-«пистолета» будет крепиться к жаберной крышке или верхнему спинному плавнику лососевых. Затем выпустим рыбу обратно в море и станем ждать сообщений о том, где в итоге добыли экземпляры с метками…
Ученый добавил: лучше всего, если пойманную горбушу с «проездным» доставят для изучения в СахНИРО. Но если по какой-либо причине сделать это окажется невозможно, то ко всем рыбакам есть убедительная просьба: обязательно сообщить в институт номер метки, дату и координаты места поимки. Специалисты будут благодарны и за такие важные данные, как полный вес рыбы и ее длина, измерять которую требуется от кончика рыла пойманной горбуши и до конца средних лучей хвостового плавника. Кстати, кроме «спасибо» за каждую возвращенную метку, добровольных помощников в институте ждут памятные призы…
Ничто из ниоткуда
Заметим: сведения о том, как перемещается горбуша вдоль юго-востока Сахалина к заливу Анива, ученые собирают и оценивают на протяжении нескольких десятилетий, действуя самыми разными методами. Например, мечение рыбы применяли в заливе Мордвинова в 1989 году, а в заливе Анива – в 1996-м. Велись и наблюдения непосредственно с судна за движением скоплений лососевых в прилегающих морских водах. В результате специалисты еще в 2006 году составили схему, которая наглядно показывает, в каких направлениях мигрирует горбуша у юго-восточного и южного побережья острова. Тем не менее именно этот вопрос вызвал едва ли не самое оживленное обсуждение на семинаре, собравшем недавно в СахНИРО, наряду с самими учеными, еще и представителей рыбацкой общественности, экологических и других заинтересованных организаций.
Естественно, ученые в очередной раз озвучили основные аргументы. В их числе, например, природно-географические характеристики разных участков побережья на юге острова, сравнение которых подсказывает, куда именно стремятся основные скопления горбуши. Например, на юго-востоке Сахалина, в районе от мыса Свободного до мыса Анива, рек настолько немного, что общая площадь их нерестилищ оценивается всего в 60 тыс. кв. метров. Чтобы заполнить подобную нерестовую «емкость», считают специалисты, хватит горбуши общей массой примерно в 120 тонн. Остальное, казалось бы, можно выловить. И ловили, да еще как! За последние годы компании, работающие на этом побережье, брали тысячи тонн горбуши, а в 2011 году даже добились рекордного улова в 17 тыс. тонн лососевых. Причем чем длинней становились выставленные здесь невода, тем ощутимей рос и вылов.
Но ведь не зря говорится: ничто не появляется ниоткуда. Одновременно с ростом промысла на юго-восточном побережье стала катастрофически падать численность горбуши, заходящей в залив Анива. Между тем именно в его реках располагается основная часть нерестилищ юга нашего острова – более 1,6 млн. кв. метров. А для их заполнения, по мнению ученых СахНИРО, требуется масса горбуши примерно в 7 – 8 тыс. тонн. Нетрудно понять, что не меньшее количество рыбы могут взять еще и работающие в этом заливе промысловики Анивского и Корсаковского районов. Вдобавок немалую долю выбирают здешние браконьеры.
Объективности ради отметим: от внимания ученых не ускользнул тот факт, что в залив попадает и рыба с запада. Речь идет о части так называемой япономорской группировки, основные скопления которой проходят Татарским проливом к нерестовым рекам соседнего с нами Хабаровского края. Однако о том, насколько ее мало, могут свидетельствовать и первые результаты нынешней путины. Ранней, или, как еще ее называют, летней горбуши в июле промысловики Анивского района взяли чуть более 242 тонн. Основные же скопления этого вида лососевых приходят сюда именно с востока и намного позже – в середине августа. И вот тогда в залив не добирается уже не сотня-другая, но несколько десятков тысяч тонн горбуши. Почему? Основная масса именно такой мигрирующей рыбы, убеждены специалисты СахНИРО, как раз и облавливается по пути неводами на юго-восточном побережье Сахалина.
Именно поэтому островные лососеведы уже не первую путину выступают за введение в названном выше районе различных ограничительных мер – от сокращения длины неводов и до приостановки самого промышленного лова. Что, естественно, вызывает протесты части рыбопромышленников и в нынешнем году породило очередной конфликт (Подробнее о нем мы рассказали в номере «Губернских ведомостей» от 23 июля с. г. – Ред.). Остается надеяться, что намеченный эксперимент поможет поставить точку в затянувшемся споре на тему: где, кто и какую именно рыбу добывает. А исчезнут сомнения – прекратятся и конфликты.
Готовьте кошелек!
Лосось стал не единственным «героем» минувшего семинара. С не менее интересными докладами выступил здесь гость из Владивостока, заместитель генерального директора института «ТИНРО-Центр» Алексей Байталюк. Он обнародовал прогноз на предстоящую сайровую путину, которая обычно разворачивается в августе-сентябре неподалеку от Южных Курил. Ситуация и тут выглядит оптимистично, поскольку запасы «морской жемчужницы» находятся на стабильном уровне – около 1 млн. тонн в российской экономзоне. Количество иностранного флота здесь постоянно растет, и уже разгорается конкуренция между рыбаками Тайваня, Китая и некоторых других стран. Впрочем, на отечественных промысловиках она не скажется. Российская флотилия и в нынешнем году может рассчитывать на свои 100 – 120 тыс. тонн. Есть все шансы на хороший улов и у сахалинских сайровиков, впервые в прошлом году обогнавших на этой путине соседей-приморцев.
А вот рассказ А. Байталюка о появлении у наших берегов сардины-иваси и скумбрии можно было бы назвать сенсационным. Впрочем, дело тут не столько в информации, обнародованной ученым, сколько в самой рыбе, прославившейся так называемыми сардиновыми катастрофами. Ведь иваси, в отличие от большинства других рыб северо-западной части Тихого океана, способна за сравнительно короткий срок изменить свою численность…в 100 и более раз! Добывают ее без малого пять столетий, но именно в прошлом веке случились две столь колоссальные вспышки численности, что, например, в 30-е годы сардина-иваси распространилась от Приморья до Камчатки, а в начале 40-х почти полностью исчезла, доведя до банкротства многие рыбопромышленные компании. В конце 70-х годов эта рыба вновь появилась, и ее суммарный отечественный вылов за двадцатилетие вырос до 880 тыс. тонн. Однако стоило россиянам вспомнить нежный вкус давно пропавших из продажи консервов, как сардина-иваси опять внезапно «помахала хвостом». А поскольку ей обычно сопутствуют скопления скумбрии, то схожая судьба постигла и промысел этого вида субтропических рыб.
– На будущее готовьте кошелек! – дал рекомендацию островным рыбакам ученый из Владивостока. Он имел в виду, конечно же, не емкость для хранения денег, а орудие лова. Представьте себе этакую стену из сети, где в нижней части располагаются кольца, которые можно быстро собрать в узел при помощи стяжного троса. Вот такой кошелек и заводился нашими рыбаками на скопления рыбы. А ее, как показали выполненные в июне нынешнего года специалистами «ТИНРО-Центра» комплексные исследования, в Южно-Курильском промысловом районе появилось уже довольно много. Запас сардины-иваси оценен здесь учеными примерно в 380 тыс. тонн, а скумбрии и того больше – в 1,2 млн. тонн.
В общем, ловить сардину со скумбрией можно хоть сегодня. Одно, как говорится, но – ловить нечем и некому. Причем загвоздка даже не в том, что за минувшие десятилетия сгнили использовавшиеся прежде кошельковые невода. Документация на подобные орудия лова найдется, а значит, и наладить их выпуск можно. Куда серьезней, что почти не осталось специалистов, которые знают особенности промысла сардины-иваси в разное время суток, тонкости выборки сетей и т. п. Однако, как вспоминают старожилы, главная сложность в ином – в подобных экспедициях всегда участвовал приемный флот, насчитывавший три-четыре десятка судов. Огромные плавбазы принимали до 1 тыс. тонн рыбы в сутки, и тем не менее их мощностей зачастую не хватало. Главным тогда было не поймать рыбу, а сдать ее на переработку. Теперь же плавбазы на Дальнем Востоке практически исчезли, и проблему с принимающим флотом тоже предстоит решать.
А времени на подготовку к новому промыслу остается немного. По мнению ученых, хорошие уловы сардины-иваси ожидаются в 2017 – 2018 годах, а промысловые скопления скумбрии у Южных Курил могут появиться даже на год раньше.