Россия вылавливает много рыбы - прокормимся, но надо перестроиться
Удастся ли быстро заменить импорт отечественной продукцией. Проблемы могут возникнуть с дорогими видами рыбы. Да, мы не выращиваем достаточного количества семги. Ее можно заменить горбушей, но это не совсем одно и то же. Об этом сообщает КП.
Юрий Алашеев, председатель Рыбного Союза:
- Россия вылавливает рыбы больше, чем съедает. Поэтому, если говорить о «прокормимся ли?», то с этим проблем нет, мы можем себя обеспечить рыбой и без импорта. Другое дело — какой именно и как.
Проблемы могут возникнуть с дорогими видами рыбы. Да, мы не выращиваем достаточного количества семги. Ее можно заменить горбушей, но это не совсем одно и то же.
Что касается рыбы для массового потребителя, то она или отечественная, или из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки - стран, которые нам дружественны. Здесь нет больших проблем и реальных причин для роста цен.
Треска, минтай сейчас на прилавках полностью наши. Треской, на мой взгляд, вполне можно заменить и часть выпавших поставок охлажденной рыбы из Норвегии. Баренцево море не замерзает круглый год, и оттуда хорошее железнодорожное сообщение с центром страны, треску можно поставлять в охлажденном виде. И это ее плюс в сравнении с дальневосточной рыбой, которую в европейскую часть можно завезти только в замороженном или переработанном виде.
Но в любом случае надо перестроиться. Потому что одно дело — возможности в теории, а совсем другое — как это организовать.
Например, сельдь у нас любят покупать в виде филе, а не в виде целой рыбы. И переработчики российские приноровились закупать филе за границей, здесь его солить, мариновать, резать на кусочки и упаковывать. Что получается. На Дальнем Востоке сельди вылавливается достаточно для того, чтобы покрыть все наши потребности. Но там недостаточно перерабатывающих мощностей по производству филе. Какое-то время понадобится, чтобы или здесь, в европейской части, наладить выпуск филе, либо непосредственно на Дальнем Востоке.
А с треской так. Мы сейчас ее в огромном количестве экспортируем, потому что это выгоднее, чем поставлять ее на российский берег, где очень долго длятся все таможенные процедуры и очень долгий ветеринарный контроль. Нужно убрать лишние барьеры, нужны меры, которые бы стимулировали наших рыбаков продавать рыбу именно здесь — и тогда не нужна будет норвежская рыба.
И охлажденную семгу из Норвегии частично можно заменить собственным производством в Мурманской области. Но надо понимать, что «сразу» это не получится. Чтобы вырастить рыбу искусственным образом, требуется полтора года. К тому же под санкции вместе с остальной рыбой попал смолт - малек, который используется для выращивания лосося и поставлялся из Норвегии, своего у нас нет. Сейчас мы просим правительство вывести малька из-под санкций, чтобы наши аквакультурные хозяйства могли развиваться, для чего надо покупать много малька.
Иными словами, отечественное производство в условиях санкций, конечно, будет развиваться. Но это процесс долгосрочный. А пока надо думать о том, как справиться с «переходным периодом», чтобы в краткосрочной перспективе не подскочили цены.